Найти тему
Орская хроника

Как в одной авиакатастрофе погибли сразу двадцать военных

В начале этого года в Орский краеведческий музей пришло необычное письмо. Пенсионерка из Воронежской области просила сообщить, где находится могила ее отца Василия Нестеровича Лихушина, который погиб в небе над Орском в годы Великой Отечественной войны.

Авиакатастрофа произошла в январе сорок четвертого, об этом «ОХ» писала в мае прошлого года. В ней погибли, по разным сведениям, от восьми до двадцати человек. В музее хранятся воспоминания орчанина Александра Оберемюка. По его словам, в авиационных мастерских, которые располагались в нашем городе в военное время, ремонтировали и советские самолеты, и трофейные немецкие.

«Катастрофа произошла в феврале 1943 года, когда испытывали вражеский четырехмоторный трофей. В полет отправились три летчика и десять техников. После взлета самолет направился в сторону станции Никель, развернулся в сторону Тукая и повернул назад к аэродрому на мясокомбинат. Но в полутора километрах от поворота дороги от мясокомбината на Гудрон вдруг резко накренился и рухнул на пустырь. Погибших летчиков хоронили на старогородском кладбище, ближе к Коровьему озеру, вместо памятников установили 13 звездочек», – писал Оберемюк.

А вот старожил поселка Нагорного Борис Егунов вспоминал о том, как в июне 1944-го такой же четырехмоторный самолет с 13 – 14 людьми на борту упал в районе улицы Перегонной на пустыре. Как все случилось на самом деле, теперь уже не скажет никто: очевидцам тех событий, которые еще, к счастью, живы, на тот момент было не так много лет. Людмиле Лосевой, которая разыскивает могилу своего отца, в 1944-м исполнилось всего четыре. Но кое-что она все же помнит.

– До войны наша семья жила в Воронеже, отец трудился на механическом заводе мастером по ремонту авиационной техники, – рассказала Людмила Васильевна. – В первый день Великой Отечественной предприятие перевели на военное положение, работникам приходилось круглосуточно ремонтировать самолеты и другую технику для фронта. Когда летом сорок второго немцы подошли к нашему городу, завод срочно эвакуировали. Оборудование и станки вместе с работниками вывезли большим составом. В Орске мастера сразу приступили в ремонту самолетов, за которыми с фронта приезжали летчики.

Семьи эвакуированных разместили, по словам Лосевой, в домах у местных жителей.

– Двадцатого января 1944 года два летчика, приехавшие в Орск за очередным самолетом, решили сделать на нем пару кругов над городом, – продолжает Людмила Васильевна. – С ними на борт поднялись еще восемнадцать человек, в том числе инженеры, техники. Сделав несколько кругов, машина рухнула на землю в стороне от жилых домов. Помню, был ясный морозный день. Мы, дети, видели этот самолет в небе, слышали гул мотора и звук самого взрыва. Но тогда никто из нас ничего не понял. Лишь к вечеру в наши семьи пришла страшная весть о смерти родных.

Военные, работавшие на месте крушения, с большим трудом собрали останки погибших. Специалистов 164 стационарных авиационных мастерских, а их было восемнадцать, хоронили каждого в отдельном гробу на орском кладбище. А вот судьба двух летчиков, прибывших за техникой с фронта, Лосевой неизвестна. Но, стоит предположить, что их погребли там же.

Полный текст: https://hron.ru/news/read/66260