В Вербное воскресенье Патриарх московский Кирилл провел службу в храме Христа Спасителя и в своей проповеди Патриарх заговорил о гордыне власти, которая может вести к тирании.
Потрясшую наш народ проповедь транслировали первого мая по Первому каналу.
Этот канал смотрю мало, но в тот день, случайно переключив, увидела Патриарха и услышала следующие слова:
«Будем этот образ смирения Сына божьего иметь в своем уме и сердце. И когда я говорю „мы“, я имею в виду всех — и церковную власть, и светскую власть, и духовенство, и мирян, и всяких начальников больших и малых. Исполнение начальственных функций, которые требуют, в том числе, иногда ограничения свободы других, не может сопровождаться личной гордыней и превозношением. Тогда власть становится тиранией», — сказал Патриарх.
Это была «бомба». В наше, не очень светлое время, такие слова казались призывом к смягчению взаимоотношений в обществе.
Помню по занятиям в университете определение тирании.
Тирани́я (греч. τυραννίς «произвол») — форма государственной власти, основанная на единоличном правлении. Термин «тирания», особенно с эпохи Просвещения, приобрёл нарицательное значение — жестокое, деспотичное правление (в том числе и по отношению к наследственным монархиям).
Неужели патриарх, а в миру господин Гундяев Владимир Михайлович что-то почувствовал или ему сказали о внезапных переменах в обществе и он, как главный идеолог священной власти и не только, решил предупредить всю систему об этом.
Поразмыслив, я решила, что быть этого не может! Если что-то грядёт, с высокой трибуны, тем более перед святым праздником, даже такой великий человек, как Патриарх, не скажет.
Перечитав проповедь на сайте Патриархии, я пришла к выводу, что речь шла не о современных наших начальниках, а о тех самых руководителях высшей духовной власти в древней Иудее, в свете тех событий появления Христа в Иерусалиме в Вербное воскресенье. Следует заметить, Христос знал, что его ждёт предательство и гибель, но смиренно въехал в Иерусалим, чтобы умереть, спасая весь народ.
Самое главное, что прозвучало в Проповеди мы все сначала не поняли. Патриарх Кирилл призывал нас к смирению и ещё не раз к смирению.
«Образ Спасителя, входящего в Иерусалим на ослике в толпе паломников, никогда не должен исчезать из сознания всех нас — и архипастырей, и пастырей, да и всего нашего верующего народа. Наученные великой мудростью повествования о вхождении Господа и Спасителя в Иерусалим, будем иметь в своем уме и сердце образ смирения Сына Божьего». «И дай Бог, чтобы образ Спасителя, действительно помог многим найти правильное место в жизни и, что самое важное, открыть себе двери для вечного спасения».
Патриарх отметил, что и Церковь, и все верующие должны стремиться к смирению, поскольку сам Христос, скромно явившись в Иерусалим на ослике, стал примером этого смирения.
Прочитав в Библии о событиях тех лет, я осознала глубочайшее значение поступков Христа для человечества.
Люди, потерявшие рай, где все были равны, без сословий, унижений, злобы, болезней, а было изобилие материальных благ, мечтали его вернуть. По их пониманию такое мог совершить только хороший царь. Вот и ждали Иисуса Христа, чтобы он стал хорошим царём.
В Иерусалим он входил трижды. И царём становиться не спешил. Христово желание было - восстановить в сердцах людей святость, чистоту, мир.
Первый вход в Вербное Воскресение, когда сев на молодого осла, Христос начал свой путь, не спешив сесть на трон, а исследуя всё увиденное, которое ему не понравилось.
Во второй день Иисус опять идет в храм Божий - центр духовной жизни народа с бичом в руке. Храмовая аристократия, возглавляемая первосвященником, организовала в храме торговлю жертвенными животными и высокоприбыльный бизнес путём обмена монет для приобретения верующих этих животных.
"И... выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул; и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли" Ин.2:15,16.
Вместо восстания, революции, коронации, чего ожидал и требовал народ, мы видим Христа выгоняющим из храма торговцев.
В третий день во вторник Христос опять входит в Иерусалим. Прозвучал последний призыв к покаянию. Царство Божие никогда не сможет быть установлено согласно идеалам, методам и принципам мира, где господствует желание только материальных благ и славы человеческой.
Люди думали, будучи их Царем, Иисус обеспечит их достаток, исцелит физические недуги, иными словами, обеспечит их материальными благами - восстановит их царство. В этой просьбе не было духовной ревности, не было сознания греха, не было покаяния. Грех лежал в основе их желаний, в поисках только материального, плотского, временного. И когда они поняли, что такого не получат, то отвернулись – Иисус им стал не нужен и они его предали.
Вход Господень в Иерусалим означает смирение перед необходимостью самопожертвования во имя общего спасения. Спаситель знал, чем окончиться его путь в Святом Городе, но не ушёл со своего пути.
Кого напоминает нам этот невероятный поступок?
Праздник Пасха в православии прочно ассоциируется с прощением, умением отпускать горести и затаенные обиды.
Размышляя над Библией, я отвлеклась от Слов Патриарха. Могу точно и достоверно пояснить, что никакой «политики», а тем более «актуальной политической оппозиции» в проповеди на Вход Господень в Иерусалим Патриарха Кирилла нет.
Вот только вспомнилось мне, что в далёкие послевоенные годы, отпуская меня гулять, мама говорила «Увидишь священника, возьми пуговицу на одежде, крути её и приговаривай «Свят, Свят» и беги подальше». Почему, не знаю. Ну, это уже другая история.
Фото из открытых источников.