Если не про любовь?
Эта повесть – монолог мужчины (мужа), познавшего сущность женщины на примере своей жены.
Чтобы правильно прочитать его монолог, важно понять следующее.
В половой (семейной) жизни есть ведущий и есть ведомый – таков закон природы, согласно которому на всех уровнях (соматическом, психическом, сексуальном и социальном) правит «доминанта» (приводить всех ученых не станем, кроме соотечественника – Ухтомского).
Ведущий – это мужчина, ибо он – созидатель и воспитатель (мужчина все способен сделать лучше и правильнее женщины, ибо смотрит в будущее; но он не может сделать самого главного – родить ребенка; понимая это, женщина чаще всего преувеличивает свое значение).
Ведомая – это женщина, ее функция помогать мужчине в созидании, прежде всего, в создании семьи и воспитании детей, причем регулярно, ибо женщина живет «настоящим днем», то есть не способна рассмотреть будущее и, следовательно, должна довериться мужчине (но она, преувеличивая свое значение, этого делать чаще всего не хочет).
Далее.
Мужчине для созидания нужна любовь к женщине, ибо любовь вдохновляет на достижения, мобилизует энергию и укрепляет его здоровье (причем, во имя будущего с любимой женщиной, чаще всего преувеличивая ее значение, чтобы сохранить и укрепить с ней отношения).
Женщине нужна любовь мужчины, чтобы почувствовать свою нужность мужчине; но более всего ей нужна способность поддерживать любовь мужчины к себе; высшим проявлением этой способности является ответная любовь (но она, преувеличивая свое значение, подсознательно готова променять его на «другого», чем-то лучшего).
Примерно с таких позиций герой повести «Крейцерова соната» анализирует свою семейную жизнь, убеждаясь в том, что женщина, преувеличивая свое значение, не способна поддерживать мужскую любовь, тем более проявлять ответную любовь и психологически готова променять его на «другого», не осознавая, чем «другой» лучше, и не заглядывая в совместное с ним («другим») будущее. И поэтому достойная презрения.