Найти тему
itFreeGate

Сила контраста. Как управлять вниманием пользователя

Оглавление

Как привлекать и направлять внимание пользователя? Если взять все тексты на эту тему и вытянуть их в одну линию... То, наверное, этими текстами можно будет выложить орбиту Плутона. Подбросим в эту копилочку ещё немного.

Зачем нужно управлять вниманием пользователя? Вариантов много: понравиться, продать, вовлечь, подвести к какой-то мысли.

Но мы говорим об эргономике интерфейсов, а значит, на первом месте - удобство и благо нашего пользователя. Мы влияем на его внимание с простой целью: помогаем быстро сориентироваться, увидеть главное, понять возможности интерфейса.

Как мы это делаем? Создаём контраст. Это четвёртый фундаментальный принцип проектирования интерфейсов. Его можно сформулировать так:

-2

Пример

Чтобы размяться, давайте возьмём маленький текст и попробуем применить к нему принцип контраста.

Шаг 1. Смотрим исходный материал

У нас есть краткое описание линейки продуктов. Допустим, мы хотим сделать макет флаера. Вот материал, который надо разместить.

-3

Давайте разберёмся, из каких частей состоит этот текст:

-4

Шаг 2. Выделим главное и сгруппируем информацию.

А заодно сделаем кое-какие мелкие преобразования:

  1. Слоган уберём наверх;
  2. Заголовок - покрупнее и пожирнее;
  3. Суть линейки оформим как подзаголовок;
  4. Описание линейки выделим интервалами;
  5. Увеличим интервалы между продуктами линейки;
  6. Контакты перенесём вниз и сделаем мельче и тоньше, чем весь остальной текст. Серым выделим место для QR-кода

Шаг 3. Добавим цветового контраста

А заодно сделаем кое-какие мелкие преобразования:

  1. Слоган, подзаголовок и контакты напишем белыми буквами на тёмно-синем фоне.
  2. Заголовок тоже сделаем тёмно-синим.
  3. Тем же самым тёмно-синим выделим название каждого продукта в линейке.
-6

Что мы получили?
1. Глаз мгновенно улавливает структуру флаера.
2. Невозможно пропустить название линейки и её суть.

Что не так?

  1. Слоган выглядит почти так же, как подзаголовок. Но не совсем одинаково. С одной стороны, он привлекает внимание, с другой стороны, конфликтует с подзаголовком.
  2. Слабо считывается разделение между описанием линейки и списком продуктов.

Шаг 4. Добавим контрастов в шрифтах

Учли выявленные недочёты и внесли кое-какие коррективы:

1. Убрали синюю подложку у слогана. Вместо этого:

  • написали слоган другим шрифтом. Это шрифт Source Code Pro: он более рубленный, вытянутый вверх;
  • добавили тоненькую отбивку: тонкая синяя линяя контрастирует с широкой синей подложкой подзаголовка. Она, с одной стороны, облегчает шапку, с другой стороны, хорошо визуально отделяет слоган от всего остального.

2. Для заголовка и подзаголовка взяли более мягкий и даже немного игривый шрифт с начертанием Bold и Regular, соответсвенно. Этот шрифт называется Ubuntu.

3. Краткое описание системы мы написали универсальным, нейтральным шрифтом без засечек. Это - IBM Plex Sans с начертанием Regular. И тоже добавили тоненькую отбивку.

4. Для списка продуктов мы использовали тот же IBM Plex Sans, но с начертанием Light

-7

Шаг 5. Стоп.

На этом можно остановиться.

  • Мы уже увидели, что такое контраст, зачем его применять и как он помогает пользователю увидеть главное и сориентироваться в контенте.
  • Мы выделили блоки и наметили, где необходимо обеспечить заметный контраст.

Дальнейшая работа по превращению этого макета в красивый флаер - это работа дизайнера, оформителя.

Разница между макетом и итоговым результатом может быть подобна пропасти. Давайте посмотрим, во что превратился этот макет в руках оформителя:

-8

Дизайнер добавил айдентику, декор, поэтому акценты и контрасты пришлось выражать иначе.
Но блоки и структура макета в основном, сохранены. Считывается она так же легко.

Что если нарушить принцип контраста?

Принцип контраста (как и три предыдущих) кажется таким очевидным и таким естественным. Но он то и дело нарушается. Вы можете столкнутья с нарушениями в любом месте, в любой момент. Например, в кино:

Кадр из фильма Союз Спасения. Белые буквы на белой скатерти.
Кадр из фильма Союз Спасения. Белые буквы на белой скатерти.

И уж, конечно, обязательно, в интерфейсах.

Не хочется грузить вас длинными текстами и процессами. Устроим блиц. Будем просто рассматривать картинки и быстро называть проблемы.

1. Посмотрите на эту картинку. Что здесь не так?

-10

Очень плохо видны поля для ввода логина и пароля.

2. А на этой картинке где не хватает контраста?

-11

В правом нижнем углу есть три ссылки (по ним переключаются картинки в карусели) - заметили их?

3. А вот ещё пара примеров

Белый текст на белом фоне. В карусели крутятся изображения. И в какой-то момент белые буквы становятся невидмыми.

-12

А вот мелкие тонкие чёрные буквы на фоне мелких тонких чёрных линий. Прочитать-то можно. Но это дело небыстрое.

-13
Примеры 1-3 объединяет общая беда: не хватает контраста между фоном и контентом.

Продолжаем смотреть и подмечать. Заглянем в гости к нашим старым знакомым.

4. Портал "Работа в России" - уж очень глубоко врезался он в память автора

-14

Мы уже исправляли эту проблему в своём ревью. И обратим на неё внимание ещё раз: трудно понять, какой фильтр выбран, потому что чёрный цвет не контрастирует с тёмно-синим. Без сомнения, он отличается, но это отличие не бросается в глаза. И нам требуется время, чтобы вглядеться и всё понять.

5. Ещё один пример - один из множества геопорталов

Взгляните на панель справа: на ней перечислены виды объектов, относящихся к группе "Природа и экология".

Там используется подложка-зебра. Это паттерн, при котором цвет фона под соседними элементами в списке или в таблице незначительно отличаются.
Получается, что все нечётные элементы/строки расположены на белом фоне, а все чётные, например, на светло-светло-сером. Различие между фонами не бросается в глаза, но помогает различать объекты в длинном списке или таблице.
Подложка-зебра - это хороший паттерн и здесь он реализован правильно, к нему никаких претензий.
Тогда что же?

-15

Посмотрите на пункт "Места (площадки) накопления ТКО". Зебра подсказываем нам, что фон под этим пунктом должен быть белым, но он серый. И этот серый цвет отличается от серого фона подложки.

Оказывается, что так выглядит пункт списка при наведении.

С одной стороны, новый оттенок серого конфликтует со всем своим окружением! Он выбивается по тону.

С другой стороны, он не даёт достаточно хорошего контраста.

6. И ещё один геопортал

Посмотрите на ссылки:

-16

Обратите внимание, как слабо отличается ссылка, на которую навели курсор: МГИС Красноярского района от всех остальных.

Примеры 4-6 - объединяет одна общая черта:
один и тот же элемент в разных состояниях выглядит почти одинаково: нужно напрячься, чтобы уловить различия.

Ещё немного и будем закругляться.

7. Одна форма поиска

На этой форме есть поля, в которых заданы какие-то значения. И есть поля, в которых значения пока не заданы. Найдите 10 отличий между ними.

-17

8. Покусимся на святое и немного покритикуем Яндекс

Вот так выглядит форма настройки нашего канала в яндекс.дзен

-18

С одной стороны, Яндекс сложно упрекнуть в отсутствии стиля. Стиль-то у него есть. И он един для огромного количества сервисов. Но форма настройки канала выглядит откровенно неряшливо.
Неряшливость возникает из-за множества подписей, которые отличаются

  • друг от друга чуть-чуть;
  • немного разный шрифт;
  • немного разный кегль;
  • немного разный цвет;
  • немного разное начертание;
  • немного разный регистр...

Всё вместе - складывается в "дезигн вырвиглаз".

В примере 7 контраста в нужном месте нет вовсе.
А в примере 8 слишком много недостаточно явных отличий. Из-за этого возникает визуальный шум.

Вывод

На этом, пожалуй, остановимся сегодня. И повторим ещё раз принцип контраста:

-19

Где ещё порядок с контрастами?

  1. d-russia.ru - все новости о цифровизации;
  2. rgis.mosreg.ru- геопортал Подмосковья;
  3. docs.cntd.ru - электронный фонд актуальных правовых и нормативно-технических документов.

Где можно поработать с контрастами?

Да вот, хотя бы на геопортале Ярославской области.

Наше ревью и новая статья будут здесь на следующей неделе.

#it скиллы, #время учиться, #ux дизайн, #интерфейсы, #ui дизайн

Автор: Светлана Хомякова