Решились на переезд лишь когда Никита в 11-й класс перешёл. А решились в первую очередь потому, что надо было подумать, где сын учиться после школы будет. В родном городе есть и ВУЗы и колледжи, выбирай любой, а в Зелёном Мысе ничего этого нет. А в школе учился Никита успешно и желание продолжить образование у него было.
И ещё была одна не менее важная причина. Мама Павла Петровича всё чаще на здоровье жаловалась, а переезжать к сыну наотрез отказалась. Как-то привозил её Павел Петрович в Зелёный Мыс, прожила там два месяца и всё деньки считала до возвращения домой. Не по ней всё это, и красоту северную оценить не смогла.
Хорошо, что дом заблаговременно купили. Сделали ремонт, навели порядок во дворе, мебель новую, современную купили. Хорошо получилось, дом большой, всем места хватит. Маме комнату самую светлую, с окнами в сад выделили. Там, как раз, во время переезда слив и яблок полно было.
Никита в 11-й класс пошёл, Люба в порт пошла работать, тальманом её взяли, а вот Павлу Петровичу ничего хорошего не попадалось. И не только хорошего, вообще никуда не брали. На дворе 90-е годы, страна трудно их переживала, капитализма не построили, а социализм пропили и на митингах его проорали, радуясь, что могут говорить всё, что угодно и нести всякую чушь – ничего за это не будет.
Дорого народ заплатил за такую возможность набедокурить. Как-то Пашка повёл Любу в театр. Отличный, старинный театр в городе есть, в своё время часто туда ходил. Спектакли хорошие ставили, серьёзные, да и сам театр красавиц, говорят, что это московский Большой театр в миниатюре. Много спектаклей здесь Пашка в юности посмотрел, а сейчас вышли с Любой после спектакля, переглянулись и слов для обсуждения не нашли. Тут тоже эта бесшабашная демократия, привлекают народ грязными постановками. (примечание: это в 90-х годах, сейчас в театре всё прекрасно)
Время шло, а Пашка по-прежнему без работы. Хорошо ещё, что запасы финансов есть, а то затраты большие на ремонт понесли, а заработной платы у Пашки нет, Любе тоже дают с большими задержками, да и оклад у неё маленький. С маминой пенсией вообще что-то непонятное, по полгода не платят.
Никита закончил школу хорошо, а в институт поступить не смог. Решили, что этот год работать пойдёт и будет готовиться к поступлению. Люба его тоже тальманом устроила, маленькая зарплата, но это лучше, чем бездельничать. Но не успел освоиться с работой Никита, а ему повестка в армию пришла. Что делать? Надо долг свой отдать, тут и думать нечего.
Не знали тогда Павел и Люба, как для их Никиты это выполнение долга обернётся. Была осень 1994 года, а в декабре 94-го началась Чеченская кампания. Вернулся Никита. Повезло ему. Да повезло ли? Стал инвалидом-колясочником.
Вот так у Павла получилось, всё пошло на перекосяк с возвращением домой. Всё изменилось в его жизни. Нужно было на Колыме оставаться. Да разве же переезд здесь сыграл роль? В жизни всех тоже всё изменилось. Ельцинизм – бандитизм со своим оскалом.
Но что тут поделаешь? Время трудное. Приходится приспосабливаться к тому, что есть. Накопленные денежные средства так и остались лежать на счёте в банке. Мораторий на требования был объявлен. В банке пояснили: снять деньги нельзя, все средства заморожены на неопределённый срок.
А сын в лечении нуждается, уже две операции Никита перенёс, нужна ещё такая, за которую врачи в регионе не берутся. Надо ехать в Москву и даже, при том, что эту операцию обещают сделать бесплатно, всё равно нужны средства и на дорогу и на проживание там сопровождающих его родителей.
Пришлось продавать мамину квартиру. Продали почти за бесценок, так как время было дорого и искать покупателей было некогда.