Полную версию сказки смотрите на моем канале «Ольга Парусникова Сказки»
Владислав и Словиша сидели в пещере над рекой у крохотного костерка, горящего под камнем, чтобы не видно было с той стороны реки.
Неожиданно послышалось жалобное мяуканье, и они увидели здоровенного и лохматого полосатого кота. Глаза его в свете костра ярко светились зелёным огнём.
- Гляди-ка, кот бойцовый!.. – удивился Словиша.
- Заблудился, наверное, - Влад улыбнулся и ласково погладил подошедшего к нему кота. Тот вдруг вспрыгнул к нему на колени и, поставив лапы на плечи, стал тереться мордочкой о его щёку, громко мурлыкая.
- Эти коты не теряются, - сказал гусляр. – Ну, ты смотри, он же тебя за хозяина признал! Странно… очень-очень странно… - и продолжил, обращаясь ко входу в пещеру и вставая: - Войди, путник, мы не замышляем зла.
Владислав поставил кота на землю и тоже поспешно поднялся на ноги.
Действительно, вскоре на фоне темнеющего неба обрисовались силуэты двух пареньков.
Один из них с криком: - Влад! – бросился к Владиславу, тот обнял его, крепко прижал к себе.
- Живой, слава Богам!.. Как ты мог, Жданко?!
- Нельзя было по-другому!.. Ты Анику не знаешь!
- А сейчас как же?!
- А сейчас он мёртвый в лесу лежит…
- Ты его убил?!
- Не я, вот – она!..
- Она?!!!
Словиша пошевелил хворост в костерке, пламя вспыхнуло и осветило всех в пещере.
Влад и Славка глянули друг на друга, словно в зеркало посмотрели. Они шагнули навстречу друг другу и воскликнули одновременно:
- Мирослава!..
- Владислав!..
Словиша только головой покачал удивлённо, а Ждан радостно улыбался – довольный произведённым впечатлением…
Х Х Х
Ночью спал один Ждан – утомился очень…
У Словиши в голове звучали какие-то необыкновенные дивные мелодии… Так хотелось взять гусли, наиграть хоть потихонечку, но понимал, что нельзя – мало ли кто услышит… Итак, зря он костерок тогда распалил, хоть и на минутку, но всё равно не надо было… Да что теперь сокрушаться – после драки, кулаками не машут…
Славка с Владом шептались в дальнем углу пещеры, всё не могли наговориться – столько надо было рассказать друг другу, о стольком спросить…
- А мама?
- Умерла, уж десять лет прошло… Я её плохо помню, она болела всё время… Меня прадед воспитывал… Гдань.
Мирослава привычно погладила лежащую у неё на коленях кошку и, наконец-то, заметила, что Полосатый сидит рядом с Владиславом.
- Влад, кот-то тебя за хозяина принял… А прадед думал, что для Словиши его растит… Ой, ведь Ждан обещал привести меня к гусляру!..
Она оглянулась на спящего мальчика.
- Да вот же он… - Влад кивнул головой на задумавшегося у костерка Словишу.
- Так, я ведь гусли ему везу! Прадед сказал, что Боги велели отдать нашу святыню Словише, иначе погибнет всё наше племя и коты бойцовые тоже!..
Славка достала из перемётной сумы свёрток и протянула гусляру, тот удивлённо посмотрел на неё, с трудом отрываясь от звучащей в голове музыки… наконец, взял, развернул, пододвинул гусли чуть ближе к огоньку, с восхищением разглядывая волшебный резной узор – солнышко и луну, звёзды и птиц, цветы и траву…
Потом благоговейно поцеловал чудесный инструмент, пристроил на коленях, тронул струны и заиграл, забыв об опасности, о подстерегающих врагах, обо всём… и полились те рождённые в сердце мелодии, которые не давали ему уснуть в эту ночь…
Влад, Славка и проснувшийся Ждан молча восхищённо слушали, как играл Словиша… но и они не вспомнили о разбойниках, а были те совсем рядом…
Семеро разбойников ехали этой ночью вдоль реки. Уже недалеко была переправа, а там и до условного места встречи с Аникой рукой подать. Вдруг на противоположном высоком берегу ярко вспыхнул огонёк, и почти сразу же потух – вроде бы кто-то знак подал…
Разбойники насторожились.
- Что это было? – спросил один.
- А кто ж его знает…
- Надо бы посмотреть, - сказал предводитель. - К Анике успеем ещё…
Х Х Х
И вот разбойники тихонько прокрались к никем не охраняемому входу в пещеру – путники надеялись на кошачью чуткость. Пятнышко и Полосатый насторожились, кошка тихонько мяукнула, но никто не обратил на них внимания – так захватила всех чудесная музыка…
Но и с разбойниками стало происходить что-то непонятное – заболело сердце, слёзы навернулись на глаза... Один из них горько заплакал, вспомнив, что в деревне у него осталась старая больная мать – одна-одинёшенька… другой задумался о покинутой им ради наживы невесте… а третий понял вдруг, что не хочет больше грабить и убивать… И вскоре около пещеры остался один предводитель – он прижимал рукой разрывающееся от боли сердце… по щекам его катились слёзы…
Наконец, музыка стихла, и разбойнику стало чуть полегче. Он оглянулся, понял, что остался один и хотел уже ехать на встречу с Аникой. Но передумал, потому что услышал голоса…
Х Х Х
Мирослава, потрясённая до глубины души, сказала:
- Но ведь, эти гусли не слушаются рук человеческих!.. Правда, давным-давно было предсказано, что родится такой человек, который сможет играть на них, и своей музыкой будет избавлять сердца людей от зла. У нас раньше каждый год на весенний праздник было состязание гусляров, а потом из Святилища выносили гусли, и победитель пробовал играть на них… но ни у кого не получалось… И вот уже лет сто как забыли этот обычай, мне прадед рассказывал, а ещё он говорил: «Это – святыня, только Боги могут играть на этих гуслях!..»
- Ну вот – видимо, родился такой человек, - улыбнулся Влад. – Ты же сама сказала, что Боги велели отдать эти гусли Словише…
Ждан вдруг сказал встревожено:
- На кошек посмотрите!
И все будто очнулись…
Разбойник, услышав последние слова, в ужасе подумал: «Коты бойцовые!» Он поспешно отполз подальше за кусты, а потом во всю прыть помчался к оставленной у реки лошади… Когда же он галопом прискакал к тому месту, где они договорились встретиться с Аникой и увидел, что стало с атаманом и его помощником, то понял, как был прав, когда не стал мешкать у пещеры… А потом подумалось ему, что он уже не молод и пора бы, наверное, на покой…
Х Х Х
Гданю не спалось. Он вышел во двор, сел на бревнышко и долго смотрел на светлеющее небо. На его фоне чётко обозначились фигуры двух котов, сидящих на высоких столбах у ворот Святилища.
Раздался звук колокола – знак, что ночная стража кончилась. Коты мягко и бесшумно спрыгнули на землю, а их места заняли два других.
Гдань тяжело встал, опираясь на посох. Из кустов вышла его любимая полосатая кошка, потёрлась о ноги, громко мурлыкая, и побежала к дороге. Оглянулась, призывно мяукнула…
Старый волхв подумал, видно в деревне что-то неладно и пошёл за кошкой. Но она повернула прочь от деревни… Встревоженный Гдань, как мог, поспешал за своей любимицей.
Дорога вела густым ельником, под огромными разлапистыми елями было ещё темновато. Гдань еле-еле различал бегущую впереди кошку, вдруг она остановилась, поджидая хозяина. Старый волхв тоже притормозил, тяжело дыша…
Из-за поворота дороги показались всадники. И когда они подъехали поближе, Гдань узнал свою правнучку…
Х Х Х
Гостей вышли встречать всей деревней – коты загодя предупредили своих хозяев.
И все радовались Мирославе… и обнимали Владислава – вновь обретённого сродника… и был пир на весь мир.
А потом Словиша играл в Святилище на волшебных гуслях чудесные мелодии, и всё котовое племя слушало…
Прошло совсем немного времени, и больные дети начали выздоравливать, а у двух кошек родились такие прекрасные котята, что даже Гдань дивился…
X X X
Прошёл год. О Владе не было ни слуха, ни духа…
Но вдруг он вернулся, да не один…
В Стольном городе на торгу все только об этом и говорили…
Влад вернулся… да не Влад он, а Владислав – племянник стольного князя… и сын князя соседнего города - законный наследник! Вернулся и сестру свою привёз – княжну Мирославу… А похожи как! Ну, так близнецы же…
И котовые люди с ним! Котов бойцовых видели?! Страх Божий! И у княжны с княжичем по коту, так за ними и ходят. А глазами видели как зыркают, следят… Да, просто так не подойдёшь! Анику то помните, как отделали! Да и поделом ему!
А Словишу видели? Гусли у него какие! Да, чудеса! Он вчера на площади играл, так я слушал-слушал и вдруг вспомнил, что вчера соседа обидел, бегу к нему, а он уже навстречу торопится, ну обнялись мы, да и заплакали вместе…
х х х
И до соседнего Города уже докатилась весть, что нашёлся законный наследник княжеского стола, сын князя Бронеслава и княгини Кицени; и сестра его близняшка Мирослава с ним.
Идёт княжич войной на родной Город и ведёт с собой войско котовых людей - материнскую родню, вместе со страшными бойцовыми котами.
Народ в страхе затаился. Дружина князя Хмара готовилась к осаде. Далеко по дороге отправили сторожевые разъезды, чтобы врасплох не застали.
Но отряд котовых людей, верхом на маленьких лохматых лошадках, с бойцовыми котами на специальных сёдлах, совершенно неожиданно возник перед главными воротами Города. Выехали они, на удивление всем, прямо из Ведьминого леса, и Лесной Хозяин их не тронул.
Стражники спешно закрывали ворота, поднимали мост…
Молодой витязь, ехавший впереди войска, остановил коня и сказал, обращаясь к стоящему высоко на крепостной стене князю и его дружине:
- Я – Владислав, сын и законный наследник князя этого города Бронеслава. Волхв Белян из Ведьминого леса многое рассказал мне: и я обвиняю тебя, Хмар, в том, что ты отравил моего отца. А год назад подослал ко мне убийцу – разбойника Анику, это может подтвердить Словиша-гусляр…
Влад обернулся – Словиша подъехал к нему и встал рядом.
- Я подтверждаю, что мой брат Аника получил от Хмара большие деньги за смерть Владислава, - негромко сказал он, но все услышали – такая стояла тишина.
Потом Словиша снял с плеча гусли и заиграл.
У старых витязей, что помогли когда-то воеводе Хмару стать князем, нестерпимо заболели сердца и полились из глаз слёзы, а молодые дружинники поняли – княжич сказал правду, и отшатнулись от своего предводителя…
Прекрасная музыка продолжала звучать…
Стражники, без всякого приказа, опустили мост, открыли ворота. Владислав во главе своего войска въехал в родной Город и остановился на главной площади. Подоспевшие дружинники окружили его. А Словиша всё играл.
Услышав волшебные гусли, жители Города вышли на площадь и поняли, что войны не будет…
Про Хмара все забыли, музыка доставляла ему страшные мучения, но он был воин и, превозмогая боль, достал нож, чтобы метнуть его в ненавистного княжича…
Бойцовые коты всегда на стороже: Пятнышко и Полосатый сразу заметили его движение и почувствовали угрозу. Спрыгнув с сёдел на землю, коты бросились к Хмару и слаженным движением вспрыгнули один на спину, другой на голову, метя в глаза… Нож выпал из руки убийцы, и он слепо закружил по площади, пытаясь оторвать от себя кота.
Музыка стихла. Все очнулись. Свои же дружинники взяли бывшего князя под стражу.
А народ, вознеся хвалу Богам, выбрал Владислава князем своего Города. И правил он долго и справедливо…
Полную версию сказки смотрите на моем канале «Ольга Парусникова Сказки»
На моем канале «Ольга Парусникова Сказки», начинает жить следующая сказка: