Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Как в СССР придумали жанр «технотриллер»

Продолжаем цикл наших литературоведческих статей про популярные жанры. В этот раз затронем тему, которая непосредственно касается войны, шпионажа и тому подобных интересных вещей.

Итак, к технотриллерам относят книжки в относительно юном жанре (возник в начале XX века, но популярность получил во время Холодной войны), который сегодня определяют как гибрид научной фантастики, политического / конспирологического триллера, шпионского романа и боевика. Вот так сложно, да.

Если чуть более предметно, то главной особенностью жанра является акцент на технико-футуристических подробностях какой-нибудь из четырех сфер деятельности: война, разведка, политика или расследования. Иногда всё вместе, да ещё и с элементами жанра катастрофы, постпокалипсиса и (реальных или вымышленных) боевых искусств.

Классиком и, пожалуй, основоположников жанра является великий и ужасный американец Том Клэнси. То, что он писал, можно с натяжкой отнести ещё и к жанру альтернативной истории.

Кадр из «Охоты за „Красным Октябрём“»  Джона Мактирнана (1990)
Кадр из «Охоты за „Красным Октябрём“» Джона Мактирнана (1990)

В основе его сюжетов, как правило, какая-то техническая новация, оружие, шпионское устройство или военно-транспортное средство (например, советская подводная лодка в «Охоте за „Красным Октябрём“»), которое грозит нарушить баланс сил в мире, остабить хороший Запад и усилить вражеский СССР. Естественно, пик творчества Клэнси пришёлся на Холодную войну и это объясняет наблюдаемое сегодня возрождение интереса к жанру на Западе. Добавьте в этот коктейль теории заговора и ещё больше злых русских, взболтайте, но не смешивайте.

Постер наисвежайшей экранизации Клэнси — Without Remorse (реж. Стефано Соллима, 2021)
Постер наисвежайшей экранизации Клэнси — Without Remorse (реж. Стефано Соллима, 2021)

Бинго! Разумеется, непосредственным предтечей Клэнси на этом поприще был Ян Флеминг. В его книжках наряду с Джеймсом Бондом, сомном красавиц и сильно мифологизированным СМЕРШем фигурирует большой массив шпионских хитростей и девайсов, выдумывать которые из головы автор был великий мастер (однако сценаристы фильмов «по мотивам» писателя всё равно переплюнули).

-3

Базовое отличие Клэнси от Флеминга в том, что у первого упор сделан на технику, а у второго на, условно говоря, человеческий материал. Первому, упрощая, интересно с помощью какой приблуды русские в очередной раз попытаются «нагнуть» Америку, когда второму — как Бонд пройдет по краю и всех победит преимущественно силой мышц, харизмы и интеллекта. Где-то тут пролегает размытая грань между шпионским жанром и технотриллером.

Еще одно идейно близкое явление обнаруживается на просторах нашей страны. Это знаменитый «производственный роман». Мы уже писали про одного неожиданного наследника этого когда-то почти монопольно советского литературного направления — канадца Артура Хейли, который гениально адаптировал подход на Западе, стал новатором и автором большой пачки бестселлеров.

-4

Представьте на секунду, что Хейли увлечённо пишет не о профессиональных секретах сотрудников вымышленного аэропорта, отеля, телеканала, банка или госпиталя, а про шпионаж и тайные операции военных... И всё тут же встанет на места.

-5
-6

Классикой этого подхода в кино является фильм Тони Скотта «Враг государства» (1998), почти целиком посвященный методам глобальной слежки, практикуемым АНБ. Дело было аж за 15 лет до скандальных откровений Сноудена, да и интернет ещё не был у каждого в кармане. Так что картина воспринималась в ту пору как 100% научная фантастика.

Кого ещё называют в числе главных писателей направления?

Очень близок в ряде своих текстов к этому формату знаменитый Майкл Крайтон. Недаром именно ему (помимо идеи о воскрешении динозавров для тематического парка) принадлежит концепт величайшего телешоу про работу отделения скорой помощи — это при том, что в США жанр медицинского сериала насчитывал к тому времени уже многие десятки лет.

-7

Однако настоящим технотриллером является не этот проект, а, например, роман 2002 года «Рой» (Pray), где по сюжету из под контроля учёных вырвалось облако постепенно умнеющих летающих самореплицирующихся наноботов. А попутно ничего не смыслящему в технике читателю на пальцах объясняется концепция самосборки нанороботов и нанотехнологий по Дрекслеру.

-8

И под занавес ещё капелька бальзама на душу патриотов. Самым первым в истории технотриллером общепризнанно является роман советского писателя-фантаста Григория Адамова «Тайна двух океанов» (1938), посвященный плаванию из Ленинграда во Владивосток вымышленной суперпродвинутой советской подводной лодки.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать больше материалов на близкие темы в свою Яндекс-ленту!

Фэнтези
6588 интересуются