Продолжаем цикл наших литературоведческих статей про популярные жанры. В этот раз затронем тему, которая непосредственно касается войны, шпионажа и тому подобных интересных вещей.
Итак, к технотриллерам относят книжки в относительно юном жанре (возник в начале XX века, но популярность получил во время Холодной войны), который сегодня определяют как гибрид научной фантастики, политического / конспирологического триллера, шпионского романа и боевика. Вот так сложно, да.
Если чуть более предметно, то главной особенностью жанра является акцент на технико-футуристических подробностях какой-нибудь из четырех сфер деятельности: война, разведка, политика или расследования. Иногда всё вместе, да ещё и с элементами жанра катастрофы, постпокалипсиса и (реальных или вымышленных) боевых искусств.
Классиком и, пожалуй, основоположников жанра является великий и ужасный американец Том Клэнси. То, что он писал, можно с натяжкой отнести ещё и к жанру альтернативной истории.
В основе его сюжетов, как правило, какая-то техническая новация, оружие, шпионское устройство или военно-транспортное средство (например, советская подводная лодка в «Охоте за „Красным Октябрём“»), которое грозит нарушить баланс сил в мире, остабить хороший Запад и усилить вражеский СССР. Естественно, пик творчества Клэнси пришёлся на Холодную войну и это объясняет наблюдаемое сегодня возрождение интереса к жанру на Западе. Добавьте в этот коктейль теории заговора и ещё больше злых русских, взболтайте, но не смешивайте.
Бинго! Разумеется, непосредственным предтечей Клэнси на этом поприще был Ян Флеминг. В его книжках наряду с Джеймсом Бондом, сомном красавиц и сильно мифологизированным СМЕРШем фигурирует большой массив шпионских хитростей и девайсов, выдумывать которые из головы автор был великий мастер (однако сценаристы фильмов «по мотивам» писателя всё равно переплюнули).
Базовое отличие Клэнси от Флеминга в том, что у первого упор сделан на технику, а у второго на, условно говоря, человеческий материал. Первому, упрощая, интересно с помощью какой приблуды русские в очередной раз попытаются «нагнуть» Америку, когда второму — как Бонд пройдет по краю и всех победит преимущественно силой мышц, харизмы и интеллекта. Где-то тут пролегает размытая грань между шпионским жанром и технотриллером.
Еще одно идейно близкое явление обнаруживается на просторах нашей страны. Это знаменитый «производственный роман». Мы уже писали про одного неожиданного наследника этого когда-то почти монопольно советского литературного направления — канадца Артура Хейли, который гениально адаптировал подход на Западе, стал новатором и автором большой пачки бестселлеров.
Представьте на секунду, что Хейли увлечённо пишет не о профессиональных секретах сотрудников вымышленного аэропорта, отеля, телеканала, банка или госпиталя, а про шпионаж и тайные операции военных... И всё тут же встанет на места.
Классикой этого подхода в кино является фильм Тони Скотта «Враг государства» (1998), почти целиком посвященный методам глобальной слежки, практикуемым АНБ. Дело было аж за 15 лет до скандальных откровений Сноудена, да и интернет ещё не был у каждого в кармане. Так что картина воспринималась в ту пору как 100% научная фантастика.
Кого ещё называют в числе главных писателей направления?
Очень близок в ряде своих текстов к этому формату знаменитый Майкл Крайтон. Недаром именно ему (помимо идеи о воскрешении динозавров для тематического парка) принадлежит концепт величайшего телешоу про работу отделения скорой помощи — это при том, что в США жанр медицинского сериала насчитывал к тому времени уже многие десятки лет.
Однако настоящим технотриллером является не этот проект, а, например, роман 2002 года «Рой» (Pray), где по сюжету из под контроля учёных вырвалось облако постепенно умнеющих летающих самореплицирующихся наноботов. А попутно ничего не смыслящему в технике читателю на пальцах объясняется концепция самосборки нанороботов и нанотехнологий по Дрекслеру.
И под занавес ещё капелька бальзама на душу патриотов. Самым первым в истории технотриллером общепризнанно является роман советского писателя-фантаста Григория Адамова «Тайна двух океанов» (1938), посвященный плаванию из Ленинграда во Владивосток вымышленной суперпродвинутой советской подводной лодки.
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать больше материалов на близкие темы в свою Яндекс-ленту!