Найти тему

Буддизм глазами физика

«Понять – значит упростить»
Д. Строгов¹

Предисловие Андрея Терентьева к книге Сергея Александрова «Буддизм глазами физика»

Пожалуй, с тех пор как Нильс Бор обратил внимание на то, что «в поисках параллели с вытекающим из атомной теории уроком об ограниченной применимости обычных идеализаций мы должны обратиться к совсем другим областям науки, например, к психологии, или даже к особого рода философским проблемам; это те проблемы, с которыми уже столкнулись такие мыслители, как Будда и Лао-цзы, когда пытались согласовать наше положение как зрителей и как действующих лиц в “великой драме существования”»², параллели и пересечения идей физики и восточных философско-религиозных учений уже так много обсуждались, что не удивляют читающую публику.

В. Паули обсуждал эти проблемы с К.Г. Юнгом³, Его Свя­тей­шество Далай-лама XIV специально изучал квантовую физику с К. фон Вайцзеккером и Д. Бомом и провел ряд конференций с физиками на эту тему⁴. Уже более 30 лет проходят достаточно регулярные встречи физиков с тибетскими учеными в рамках института «Ум и жизнь»⁵, а в России, например, в 2010 г. в Институте философии РАН крупные ученые – академики и руководители ведущих научных учреждений страны – обсуждали вместе с буддистами интерпретацию квантовой механики, предложенную д-ром физ.-мат. наук, профессором, гл. научным сотрудником Физического института им. П.Н. Лебедева РАН М.Б. Менским, и ее близость буддийской теории «двух истин», или «двух реальностей»⁶.

Конечно, проблема устройства мира и, в частности, роль субъективности, сознания в восприятии этого мира была философской проблемой всегда, даже в Древней Греции, когда и сама физика была частью философии. Философия Канта предельно заострила этот вопрос, определив в «Критике чистого разума» пространство как «форму определения внешнего чувства», а время – как «форму определения внутреннего чувства». В Индии философскую критику представлений об объективном и независимом существования времени и пространства (хотя и несколько иную) можно найти уже в «Мула-мадхьямака-карике» Нагарджуны (ок. II в. н.э.)⁷.

Однако современные физики продолжают напряженно думать о природе времени, но представляют его себе совсем не так, как мы, нефизики⁸. Например, недавно мой старинный друг, профессор А.А. Гриб⁹, когда я посетовал, что, мол, время быстро бежит, с усмешкой возразил, что это не время идет, а мы идем сквозь время, и вспомнил, что один из его коллег наказывает студентов, если слышит от них выражение «время идет»...

По его мнению, субъективизм Канта и буддистов относительно времени преувеличивает с точки зрения современных научных представлений роль сознания – насколько я смог понять во время увлекательной, хотя местами слишком для меня сложной беседы. Это мнение он высказал, когда во время приезда автора данной книги в Санкт-Петербург (он читал в СПбГУ большой курс по теории струн) мы встречались втроем с ним и А.А. Грибом для неформального обсуждения этих проблем...

Впрочем, я напрасно забегаю вперед: рассмотрение всех этих вопросов читатель увидит в книге. Не уверен, что нефизикам и здесь все будет понятно (я, например, далеко не все физические идеи, рассмотренные автором, смог усвоить), но думаю, что это не так и плохо; наоборот, иллюзия понимания (а на самом деле упрощение, перекодировка в знакомые и уютные понятия) сложных научных идей не дала бы читателю даже шанса догадаться о глубине его неведения. Посмотрите, например, упомянутую выше книгу С. Хокин­га – там что-нибудь можно понять? Я смог понять очень немного, но читал с захватывающим интересом и намного расширил свои общие представления о сложности нашего мира.

С другой стороны, хочу отметить, что различных интерпретаций буддийской философии еще больше, чем интерпретаций квантовой механики¹⁰, и наши с С. Александровым предпочтения относительно выбора и понимания буддийских параллелей для физических теорий, упоминаемых в этой книге, не всегда совпадали. Поэтому при размышлении над этой частью книги посоветую читателю смелее полагаться на свою интуицию, логику, разум и жизненный опыт.

1 Д. Строгов – вымышленный персонаж из книги Стругацких «Волны гасят ветер», а идея этого эпиграфа (парафраз старой максимы «По­нять – значит простить»), возможно, заимствована из повести М. Анча­рова «Сода-солнце».

2 Бор Н. Биология и атомная физика // Он же. Избранные научные труды. М.: Наука, 1971. С. 256. Нильс Бор, видимо, в какой-то степени был знаком с идеями буддизма и даже мадхьямаки через датского переводчика Нагарджуны Пола Туксена (Poul Tuxen, 1880–1955), с которым они как-то оказались на соседних койках в больнице и обсуждали там различные научные проблемы. (Благодарю проф. К. Линдтнера за эту устную информацию, полученную им от сына проф. Туксена.)

3 Подробнее см., напр.: Копейкин К.В. «Души» атомов и «атомы» души: Вольфганг Эрнст Паули, Карл Густав Юнг и «три великих проблемы физики» // Трибуна УФН 0812.

4 На эту тему есть много публикаций. Для русскоязычного читателя можно указать, например, книгу В. Мэнсфилда «Тибетский буддизм и современная физика» (М.: Новый Акрополь, 2010) и особенно второе издание книги Далай-ламы «Вселенная в одном атоме» с предисловием проф. Д.И. Дубровского, осуществленное Фондом «Сохраним Тибет» в 2018 г.

5 См., напр.:
www.mindandlife.org

6 Подробнее об этом см. работы М.Б. Менского, а отчет об упомянутой конференции – в журнале «Буддизм России» № 43 (2010–11). С. 39–67.

7 См., напр., 5-ю (о пространстве) и 19-ю (о времени) главы «Мула-мадхьямака-карики» в переводе В.П. Андросова: Андросов В.П. Осно­воположник Махаяны Нагарджуна и его труды. Т. 2: Учение Нагар­джуны о срединности. М.: Наука; Восточная литература, 2018. С. 255–258, 360–363.

8 См., напр.: Хокинг С. О Вселенной в двух словах. М.: АСТ, 2017. Гл. 2: Форма времени.

9 Андрей Анатольевич Гриб – один из немногих российских физиков, действительно интересующихся научными прозрениями восточных мыслителей. Когда-то мы в соавторстве даже написали статью о космологии джайнизма «Космос древних джайнов» // Арьяварта. СПб., 1996. С. 224–234. В джайнской космологии Андрей Анатольевич увидел ряд параллелей с современной космологией.

10 См., напр., обзор наиболее известных интерпретаций квантовой механики, сделанный А.А. Грибом: К вопросу об интерпретации квантовой физики // Успехи физических наук 183, № 12. Декабрь 2013.

Электронная версия:
https://narthang.ru/product/buddizm-glazami-fizika-elektronnaya-kniga
Бумажная книга:
https://narthang.ru/product/buddizm-glazami-fizika

Физики
7453 интересуются