Пару лет назад обратился ко мне один знакомый. Сказал, что у него есть одна проблема.
- Нам требуется твоя помощь.
- Раз требуется, давай встретимся и расскажешь, что случилось.
Рассказ такой, Наиль, так зовут знакомого, рассказал, что есть у них квартира однокомнатная, собственник его мама, которая живет в деревне. Квартиру хотелось бы продать и купить двухкомнатную, а маму перевезти в город , потому что человек она уже возрастной и в деревне жить ей одной тяжело. Все логично, ничего сложного и необычного.
Самое интересное открылось дальше. Оказалось, что сам Наиль недавно женился во второй раз, у его нынешней супруги была квартира, которую она приобрела в ипотеку, но ипотеку платить по непонятным причинам не стала или не смогла. Лиля, супруга Наиля, сама в точности не рассказывала, почему перестала совершать платежи, просто сказала, что не платит уже давно, около полугода.
- Человек все это время работал в достаточно стабильной компании, которая занимается продажей и установкой окон и дверей, получала по меркам нашего города не плохую зарплату.
Естественно, после всей этой истории с просрочкой платежей банк вышел в суд с исковыми требованиями. Лиля, как человек умный наняла юриста и пыталась судиться с банком на предмет того, что банк незаконно пытается отнять у нее квартиру. Конечно, банк предлагал ей возобновить платежи по новому графику, но юрист убеждал в том, что «Еще немного и дожмем». Кого дожмем, как дожмем? Суд они, конечно, проиграли, юрист извинился при этом за свою «работу» взял 60 тысяч рублей и растворился. Что за такой умный хитрый юрист я не выяснял, да и Лиля об этом разговаривала не охотно. Оно и понятно, кому приятно будет рассказывать о том, как тебя просто кинули.
Итог такой, что квартиру у них абсолютно законно банк забрал. Лилю с дочерью и Наилем попросили освободить жилплощадь к определенному числу. Что делать? Тут и вспомнили про однокомнатную квартиру матери Наиля. И казалось бы, идите и живите в этой квартире, пока ситуация не наладится, но не все так просто.
Здесь начнем с того, откуда появилась эта квартира. Баба Маша, мама Наиля приобрела эту квартиру, как вдова ветерана Великой Отечественной войны на сертификат, который выделило государство. Помимо Наиля у бабы Маши еще 6 детей и все шестеро так или иначе пользовались и распоряжались этой квартирой. Все, кроме самой бабы Маши и Наиля.
Первый разговор с бабой Машей состоялся по телефону. Я расспросил ее о том, откуда появилась у них эта квартира, исключительно для того, чтобы подтвердить слова ее сына. Не то чтобы я совсем не доверял Наилю, но человек, попавший в тяжелую ситуацию способен рассказать много чего, и даже то, чего никогда не было. Расспросил про других ее детей, знают ли они, что квартиру хотят продать и для чего продать? Разговор был длинный, более часа. Понятно было, что пожилому катастрофически не хватает общения, просто одиноко. Баба Маша живет одна в деревне, разменяла уже девятый десяток, пару лет назад у нее начала болеть нога и это очень сильно осложняет ей любые походы на улицу, поэтому общаться с кем-то практически не получается. «Раньше, хоть, на лавку возле дома выходила, мимо все равно знакомые проходят, вот с ними и разговаривали. А сейчас нееет! Куда с такой ногой!» - рассказывала она. Несмотря на свой возраст и проблемы со здоровьем бабушка нисколько не унывала и даже по телефону шутила, что скоро огородный сезон и нужно картошку посадить, а вот меня-то она и пригласит огород копать.
Поняв из нашего с ней телефонного разговора, что она не возражает продать квартиру и помочь Наилю, решено было ехать на осмотр квартиры. Нужно было сделать фотографии для размещения объявления и просто осмотреть квартиру, чтобы адекватно ее оценить и поставить соответствующий ценник. Но и здесь оказалась засада. Квартиру сдает в аренду один из братьев Наиля непонятно кому. Деньги с аренды, естественно, забирает себе. После звонка брату оказалось, что квартирантов этих брат не совсем знает, потому что заселял их туда другой брат, а деньги с аренды забирает жена первого брата и второй брат, не понятно в каких пропорциях все это делится между ними. И вообще они против продажи. Конечно, еще бы они не были против. И еще сюрприз – коммуналку никто не платит, долги накопились. На вопрос, почему не платят? Сказали, что не могут определиться, кто должен платить. После нескольких звонков братьев маме, все-таки все смирились, что квартира будет продаваться, но палки в колеса продолжали вставлять.
Квартирантов никто выселять не хотел, а те в свою очередь обозначили, что они сейчас тоже приобретают себе жилье с использованием материнского капитала и у них там все долго. Поэтому они съезжать пока не будут, но и платить тоже не будут, потому что собственники им разрешили не платить. Какие собственники? Видимо, о том, что собственник баба Маша все уже давно забыли.
Договорились в итоге о том, что они будут жить, но показам препятствовать не будут. В итоге с показами тоже были проблемы. Желающих посмотреть квартиру было много, ценник поставили чуть ниже среднерыночного, учитывая состояние квартиры и срочность продажи. Домофона в квартире не было, телефон квартиранты свой мне оставили, но брали его крайне неохотно. Вернее, днем брали, когда я говорил, что приду вечером с людьми на показ соглашались с предложенным временем, но вечером, в назначенное время трубку не брали.
Приходилось приезжать заранее сначала стоять у подъезда на морозе и ждать, когда кто-нибудь откроет дверь в подъезд, потом долбиться в дверь квартиры, чтобы открыли и предупредив, что я приду через несколько минут с покупателями снова спускаться вниз для того, чтобы встретить людей. Почему такой длинный квест? Потому что днем по телефону они говорили, что приходите, будем дома, а вечером просто не открывали дверь и не брали трубку, ссылаясь на то, что вышли из дома, а телефон забыли. На просьбы к братьям поговорить с квартирантами был дан ответ, что это теперь наши квартиранты и нам, во главе с бабой Машей, самим нужно с ними разобраться.
Спустя пару недель такой нервотрепки, с показами определился покупатель. Но здесь начались новые проблемы с освобождением квартиры. Квартиранты, буквально забаррикадировались и не хотели съезжать, объясняя свое поведение тем, что у них двое маленьких детей, и они не съедут никуда, пока не решат проблемы с покупкой жилья себе. Хорошо, что покупкой жилья для них тоже занимался коллега-риэлтор, и нам вместе удалось решить вопрос об их переезде. Всех мелочей, которые там происходили, здесь перечислять уже не буду.
Параллельно со всем этим мы вместе с Наилем и Лилей занимались поиском квартиры для них. Бюджет даже с учётом продажи однокомнатной квартиры был очень скромный. Поэтому особо копаться не приходилось, смотрели на что хватит. В итоге выбрали квартиру в старом доме - сталинке недалеко от центра.
- Местоположение, мягко говоря, так себе. Окна выходят на улицу, где движение достаточно плотное в течение всего дня, состояние подъезда и самой квартиры тоже, что называется "после взрыва", ещё и в доме располагается одна из старейших наливаек города, культовое место для определённого контингента. Из плюсов только то, что большая площадь самого жилого помещения, больше 60 кв.м., ну и ещё цена.
Собственники квартиры уже давно в ней не проживали и она пребывала в разрухе после квартирантов. Один из собственников этого жилья вообще проживал в другом городе, здесь за него по доверенности действовала сестра. С продавцами договорились о том, что расчёты скорее всего будем производить в 2 этапа: первую большую часть средств передадим после продажи однокомнатной квартиры, вторую после продажи автомобиля Лили. Естественно, с регистрацией Залога в пользу продавца.
После того как определился покупатель на квартиру бабы Маши и решены были вопросы с освобождением ее квартирантами, наконец-то была назначена дата сделки. Бабушка Маша сказала, что доберётся до города сама на автомобиле со знакомым, он работает водителем в местной администрации и за символическую плату никогда бабуле не отказывал. В назначенное время бабу Машу привезли к нашему офису. Нам предстояло много дел.
До сделки нужно было:
- получить справки от психиатра, она привезла её с собой из районной больницы, но покупатель настаивал на том, чтобы справка была выдана в день сделки, местным специалистом. И это очень правильно и разумно, все же человеку за 80 лет.
- Далее проехать в Управляющую компанию, Энергосбыт для оплаты задолженности по коммунальным платежам.
Конечно для человека молодого это никакого труда не составит, но для такого взрослого, ещё и с больной ногой - это великий труд.
Пока ездили много разговаривали. Бабушка рассказала о своём детстве, как росли в деревне, как началась и её мужа и отца забрали на фронт, откуда отец не вернулся. Как во время войны в доме , где они жили расположили школу, дом был самым большим в деревне. В здании самой школы расположился госпиталь для тяжелораненых. "Тяжело было и еды не хватало, все на фронт отправляли, и жили в тесноте, но не унывали работали и жили" - рассказывала она. "Я и сейчас стараюсь не унывать, очень люблю пошутить и ко всему легко отношусь" - с улыбкой говорила баба Маша. Недоумевала об одном: " Почему её дети так живут, что мира между собой не хватает? Мы с мужем никогда детей такому не учили, всегда все мирно и дружно учили делать. " И ни разу не пожаловалась на то, что никто из детей ей не помогает, что жизнь в деревне тяжёлая, что Путин вор или ещё на что-то. Единственное, что общения ей не хватает.
- Соцработник 2 раза в неделю приходит, продукты носит, с ним общаемся, новости рассказывает мне деревенские.
Квартиру в итоге с божьей помощью продали. Квартиранты её освободили от своего присутствия, но вещи, мебель свою никому ненужную оставили. Пришлось нам с Наилем её ещё и вытаскивать своими руками и машину для её вывоза за свой счёт заказывать.
Двухкомнатную квартиру купили, Наиль с Лилей, на сколько это было возможно, привели квартиру в порядок. Бабу Машу перевезли сюда, с ногой становилось все хуже, нужно было ходить в больницу к врачам, в городе это сделать проще и специалисты есть, да и просто человек под присмотром. Она долго противилась, уверяя, что в городе тесно и невозможно дышать, но потом, видимо, сама поняла, что здоровье уже не то. Спустя, примерно полгода больную ногу бабы Маши ампутировали. По квартире она передвигалась на коляске. Но и здесь ни капли не унывала. Всегда просила зайти к ней в гости поговорить.
Мы с Наилем не разговаривали и не виделись последние полгода. У него дела, у меня свои заботы, просто не до этого было. Вчера позвонил ему, просто поговорить, спросить как его дела. На вопрос: "Как мама?" Наиль ответил, что мамы не стало 5 января.
История не про деньги и не про квартиру. История про забытую детьми бабушку Машу, которая никогда не унывала, любила пошутить и ко всему относилась с улыбкой.
Спасибо всем, кто дочитал.