До сих пор я знал Дэвида Брина как автора прекрасного цикла о Возвышении и вялого, несмотря на пафос, постапокалиптического «Почтальона». Я знал, что он Брин участвовал в межавторском проекте «Трех Б» (Брин, Бенфорд, Бир) по продолжению «Академии» Азимова, и что у него есть еще какие-то произведение, но как-то мое читательское внимание ни разу не поворачивалось в его сторону… До тех пор, пока я не наткнулся на его роман «Глина».
Я открывал «Глину» даже не то чтобы со смешанными чувствами, а скорее даже с некоторым подозрением. После немного смазанных последних романов «Возвышения» и откровенно неудачного «Почтальона» особых ожиданий у меня не было. Должен признать — Брину удалось меня не удивить — ошарашить, причем буквально с самых первых страниц романа.
Понимаю, что повторяю привычное, но напомню классическое определение киберпанка, сформулированное Дозуа : «Hight tech. Low life”. Высокие технологии и упадок жизненного уровня — извините, но адекватно перевести удачный мем Дозуа на русский язык сложно, поэтому я оставил подстрочник. Для киберпанка, конечно же, все понятно и с тем и с другим — компьютеры, наносети, кибербомжи, искуственные интеллекты и тому подобные, но Брин в качестве основы для «Глины» взял… Представьте себе — глину! Только одушевленную.
Предания о Големе - одушевленном глиняном антропоиде — зародились где-то в средневековье или чуть позже в глубинах еврейской каббалистической мифологии. Идея оказалась привлекательной для людей творческих, и големы отправились в успешное путешествие по страницам разных художественных произведений — от мистика Майнринка до хохмача Пратчетта. Однако Дэвид Брин, пожалуй, первый, кто сумел вырваться за рамки, продиктованные легендой о рави Бецалеле, и встроить големов в мир, принципиально не отличающийся от современного — не больше, чем мир «Нейроманта» и «Сожжения хром».
Неопределенно-близкое будущее. Мир раз и навсегда изменен изобретением и широким распространением «дитто-технологии», то есть дешевым изготовлением глиняных копий самого себя. В этом мире любой человек с более-менее стабильным доходом может себе позволить создать глиняную копию себя самого, поумнее или поглупее, сколько позволит кошелек. Зачем? Чтобы работать, конечно же, зачем же еще! Копия живет ровно день, после чего глина, превращенная ненадолго технологиями перемещения души в псевдоплоть, распадется в слизь… Передав перед этим все свои воспоминания за день своему реальному прототипу - «ригу» (от «оригинала»). Как тут не вспомнить «дублей» из «Понедельника...» Стругацких. Хотя в отличие от дублей глиняные «дитто» - полные копии оригинала, со всей памятью и предыдущим опытом жизни… Ну или почти со всей.
Сюжетно роман ближе всего склоняется к детективу, в котором «панк» мотивы переплетаются с легким привкусом нуара, неожиданно выплескиваясь чуть ли не «твердой» научной фантастикой, из которой, парадоксальным образом возвращая нас к изысканиям средневековых каббалистов, вырастает могучее дерево философских концепций о самом главном — бытии и смысле жизни. Конечно, задним числом понимаешь, что о смысле жизни речь на самом-то деле шла с самого начала — а как же иначе может быть в мире, где всю тяжелую (и не только) работу выполняют бесчисленные (едва ли не превосходящие «ригов» по численности) разноцветные «дитто»-големы? Идея цветовой градации — не штанов, конечно, а големов — в зависимости от уровня их интеллектуальных способностей мне кажется особенно удачной, придающей дополнительное правдоподобие. Эдакое немного карикатурное отражение иерархии нашего мира в эфемерном мире големов… Интересно, что большинство критиков совершенно упустили из виду эту параллель, а ведь она, как мне кажется, одна из основных. Наверное, это тот самый лес, который не видно из-за деревьев.
Сюжет сложный, постепенно он распадается на несколько параллельных линий, но в конце автор вполне гармонично связывает его воедино, ни оставляя ничего валяться без присмотра, причем некоторые повороты (не буду спойлерить) оказались столь же неожиданными, сколько и вытекающими из всего предыдущего повествования. Заинтриговал? Надеюсь, что да, потому что на мой взгляд роман однозначно стоит прочитать.
Более того, под впечатлением от него я уже внес в свой список на прочтение (надеюсь, этот список не вырвется все-таки за пределы продолжительности человеческой жизни) «Бытие», другой еще не читанный мной роман Брина и то самое продолжение великой саги Азимова от «трех Б».
Как только прочитаю — поделюсь и с вами, а пока что — читайте «Глину» Дэвида Брина, и удивляйтесь, как удивился я.