Почему у нас нет экранопланов.
На фото экспонат Музея ВМФ в парке Северное Тушино в Москве - классический советский экраноплан КБ Алексеева "Орлёнок" (проект 904).
Этот экраноплан входил в установочную серию, которой должно было начаться серийное производство подобных машин.
Однако, по ряду причин серийное производство не началось.
Это пятый и последний выпущенный экраноплан данного типа.
Заводской номер - 26.
Первоначальное наименование - МДЭ-160, затем ДЭС-26.
Вступил в строй в предпоследний день 1983 года.
Списан в 2006 году и передан в Москву для установки памятником, где сейчас и находится.
"Московский" Орлёнок, а так же, буквально на днях перевезённый из отстойника в Каспийске в строящийся парк Патриот в Дербенте, экраноплан "Лунь" - остались последними целыми экранопланами советского производства.
Экранопланы - это машины, находящиеся где-то между самолётами и кораблями.
Интересная идея об использовании экранного эффекта для повышения грузоподъёмности этих как-бы самолётов и скорости как-бы кораблей привела к появлению целого ряда разработок в КБ Ростислава Евгеньевича Алексеева (завод Красное Сормово в городе Горький).
Первоначальным толчком для начала исследований стало то, что успешно строившиеся Алексеевым суда на подводных крыльях упёрлись в технологический предел роста скорости в 100-120 км/ч.
На более высоких скоростях происходило быстрое разрушение погруженных в воду элементов конструкции под действием кавитационного эффекта.
Обнаружив это, Алексеев сделал смелый шаг, решив вовсе убрать соприкосновение своих кораблей с водой на крейсерской скорости.
Благо, подобные конструкции уже исследовались в разных странах и базовое описание физики полёта большого крыла на малой высоте над плоской поверхностью уже существовало.
Первые опыты построения скоростных кораблей, летящих над водой исключительно на экранном эффекте были начаты в 1959 году, а уже через три года в СССР была принята государственная программа перспективного экранопланостроения.
Возможность перемещать десятки и сотни тонн груза (читай солдат и техники) над поверхностью морей и океанов с самолётными скоростями показалась военным прорывной и революционной.
Последовательно создав несколько прототипов и испробовав несколько принципиальных схем, Алексеев пришёл к идее использования "самолётной" схемы с широким крылом малого удлинения и огромным стабилизатором.
Именно в таком виде был построен корабль-макет - экраноплан массой более 500 тонн, в 1966 году, ставший самым тяжёлым самостоятельно летающим объектом.
За свой огромный размер, а так же необычную форму с "усами" из восьми реактивных двигателей, выстроенных в ряд в носовой части, корабль макет "КМ" получил неофициальное название "Каспийский монстр" (по месту испытаний).
Одновременно с КМ шла разработка экранопланов меньшего размера, поступивших в дальнейшем на вооружение ВМФ СССР в качестве малых десантных экранопланов (МДЭ) проекта 904.
Первые два Орлёнка были прототипами (один уменьшенного размера, а второй нелетающий для статических испытаний).
Начиная с 1979 года построили три боевых корабля - С-21 (1977), С-25 (1980) и С-26 (1983).
Однако, эксплуатация экранопланов выявила не только преимущества данного вида летающих машин, но и существенные недостатки.
Основным из них оказался узкий диапазон безопасных высот и скоростей полёта, что усугубилось неустранимыми проблемами с устойчивостью при сильном волнении или порывистом ветре.
Экранный эффект, в силу своей физической сути, действует только на высоте нескольких метров, что исключает возможность полёта экранопланов над домами, деревьями оврагами, оставляя для них только гладкую водную поверхность.
В случае большого волнения, экранный эффект так же постоянно меняет свои характеристики от подхвата на гребне волны (отправляя экраноплан вверх с потерей подъёмной силы, сваливанием и почти неизбежной аварией/катастрофой) и до пропадания между волнами (а без экрана экраноплан просто падает вниз и тоже ударяется о воду).
Кроме того, при полёте вдоль волн у одного крыла экран мог пропасть, что в сочетании с поперечным ветром заваливало экраноплан на бок и он цеплял воду.
По той же причине, экранопланы поворачивают почти без крена, что приводит к очень большим радиусам разворотов, практически исключая возможность их применения на реках и узких водоёмах.
В результате выяснилось, что аварийность данного вида техники заметно выше, чем и у кораблей и у самолётов.
Преимущества же быстрой доставки десанта или скоростного выхода на рубеж пуска ракет, очевидные в 1960-е - 1970-е годы, были уничтожены активно развивавшимися радарными и космическими технологиями.
Это стало одной из причин, по которым в середине 1980-х производство больших экранопланов в СССР было прекращено и дальнейшего развития тема не получила.
Осколки этой "не взлетевшей" технологии теперь можно увидеть в Москве и Дербенте.