Найти в Дзене
Что могут короли...

Кутуз: жизнь бывшего раба, ставшего султаном Египта.

Порою тем или иным людям жизненный путь готовит причудливые и кажущие маловероятными повороты судьбы. Некоторые биографии, такие, как история жизни Кутуза, действительно представляются более яркими, нежели иная литературная выдумка, на которую можно надеяться, открывая приключенческий роман.

Путь Кутуза из рабы в султаны и защитники Египта действительно достоин памяти потомков, являясь готовым сюжетом для увлекательного романа, где есть место мести и трагической развязке.

***

Нет сведений о дате рождения этого человека, известного в истории как Саиф ад-Дин Кутуз, или просто Кутуз. О ранней жизни Кутуза известно не так много. Он родился где-то на территории современной Турции в первой половине XIII века. Это было временем, когда грозная Монгольская империя опустошала Азию и Ближний Восток, завоевывая обширные территории, образуя самую большую по территориальной протяженности империю, которую когда-либо знал мир. Можно сказать, что монголы представлялись тогда непреодолимой силой, которую боялись во всем средневековом мире как христиане, так и мусульмане.

Судьба невольно проложила ему путь в Египет. Примерно в 1231 году, при каких-то обстоятельствах Кутуз попал в плен к монголам. во время уничтожения государства Хорезмшахов (ныне территории Узбекистана и Туркменистана).

Сам Кутуз уже позже заявлял, что его настоящее имя Махмуд ибн Мамдуд. Он также утверждал, что является благородных кровей и приходится родственником Джалалуддина Аль-Хорезми, правителя Хорезмийского государства, павшее от рук монголов вместе с остальной Сирией. А имя "Кутуз" ему якобы дали монголы в период пленения, оно означало – «злая собака».

Пленника отвезли в Дамаск, в Сирию, где Кутуз был продан в рабство. Он никогда не простит своих похитителей за то, что они сделали.

На рынке рабов он был продан египетскому работорговцу, который отвез его в Египет и в конечном итоге продал его Айбеку, тогдашнему мамлюкскому султану Египта.

***

Слово мамлюк буквально означает "собственность" и было арабским термином для рабов. Мамлюки стали важным элементом в войне, в конечном итоге сформировав основу исламской военной мощи.

Мамлюки когда-то были рабами, обученными для жизни в качестве элитных воинов, многие из которых добились большое политическое влияние на различных территориях, контролируемых мусульманами. А некоторые мамлюки даже возвысились до положений могущественных советников или даже султанов. Так было и с султаном Айбеком. И довольно скоро то же самое произойдет и с Кутузом.

***

Вскоре после того, как Кутуз оказался волею судьбы при дворе египетского султана Айбека в Каире, он смог проявить себя. Кутуз стал самым заметным рабом в государстве, зарекомендовав себя в качестве важного советника султана. В 1253 году он был назначен заместителем султана Айбека, оказывая значительное влияние на египетские внутриполитические дела.

Вероятно, Кутуз по своим личностным качеством был достаточно харизматичен, так как его собственные дела шли благополучно, что в целом можно сказать и про период правления Айбеком Египта.

Но, в 1257 году был убит Айбек. Его вдова, легендарная Шаджар аль-Дурр, некогда была султаном Египта сама еще до брака с Айбеком, и желала вернуть трон себе.

История этой женщины-султана заслуживает отдельного внимания. Шаджар аль-Дурр была женой последнего египетского султана династии Айюбидов, став султаном Египта 2 мая 1250 года. Это ознаменовало начало эпохи мамлюков, и многие считали ее официально первым мамлюкским правителем в истории.

Здесь же в первую очередь стоит заметить, что она сделала Айбека султаном (своего второго мужа), и в определенный момент между ними произошла политическая ссора, которая, по-видимому, закончилась его убийством.

Хотя Шаджар аль-Дурр сначала утверждала, что ее муж скоропостижно скончался ночью, мамлюки Айбека во главе с Кутузом не поверили ей. А после того, как ее слуги после применения пыток признались в причастности Шаджар аль-Дурр к смерти мужа, Кутуз не стал медлить и приказал арестовать ее. Несчастную вдову забили до смерти.

***

Кутуз поспособствовал, чтобы следующим султаном Египта стал сын Айбека, аль-Мансура Али. Сам же он остался по сути в качестве первого человека в Египте после султаном.

К несчастью в это время на северных территориях зрела вероятность новой война, и уже вскоре положение Египта станет отчаянным.

Не прошло и года, как монгольская армия завоевала древний город Багдад, один из важнейших исламских центров в регионе. Под командованием знаменитого полководца Хулагу, внука Чингисхана, монголы вырезали население города, разграбили и варварски Багдад, убили Аль-Мустасима, халифа Аббасидовов. Аббасидский халифат стал очередным уничтоженным монголами государством.

После разграбления Багдада орда монгольских завоевателей двинулась в сторону Сирии, которой тогда правил эмир ан-Насир Юсуф. Хулагу послал Юсуфу письмо с угрозами, требуя его капитуляции. Юсуф, в свою очередь, послал отчаянное послание в Египет, прося их о помощи.

Кутуз и остальные придворные были встревожены и созвали экстренное совещание, чтобы решить, как действовать дальше. На карту была поставлена не только судьба Сирии, но и судьба Египта, а также всего исламского мира. Монголы угрожали опустошить все, и Кутуз знал, что нужно что-то делать.

Султану Египта тогда было всего 15 лет, и в свете событий Кутуз начал утверждать, что, учитывая масштаб угрозы, с которой столкнулись египтяне, Египту нужен сильный лидер, который мог бы победить монгольскую угрозу.

И вот в в ноябре 1259 года Кутуз свергает сына Айбека и сам становится султаном, пообещав советникам государства, что в будущем те смогут назначить султана по своему выбору - после того, как разберутся с монголами.

Итак, дело было сделано. Прибыв туда в качестве скромного раба, Кутуз теперь стал правителем всего Египта. Но, перед Кутузом стояла задача - сражение с теми самыми людьми, которые когда-то поработили его.

Кутуз не терял время и стал быстро готовился к битве.

***

Хулагу с армией монголов триумфально продвигался по Сирии, быстро завоевывая город за городом. Сначала пал Алеппо, а вскоре за ним и Дамаск. Для мусульман ситуация казалась ужасной: с завоеванием главных центров ислама в Багдаде и Сирии Египет стал последней мусульманской цитаделью региона, которая еще не пала.

Исламское могущество в какой-то степени теперь было сосредоточено на одном последнем бастионе, и неудержимые монголы, разумеется, обратили свои взоры на него. Они двинулись на Египет.

Как и в случае с Сирией, для начала Хулагу направил послание с требованием капитуляции Египта. Ответ Кутуза был быстрым и недвусмысленным: он казнил посланников и вывесил их головы на стенах Каира. Теперь война была неизбежна.

Хорошо осознавая опасность, Кутуз решил перейти в наступление. Он счел нужным сражаться за судьбу Египта и всего ислама вдали от центра своего государства, ведя борьбу с монголами на севере.

Примерно в это же время появился еще один мамлюк по имени Байбарс. После падения Сирии мамлюк Байбарс зарекомендовал себя в качестве довольно компетентного лидера и прибыл в Египет как раз вовремя, чтобы присоединиться к армии Кутуза. Байбарс и сыграет удивительную роль в уготованном Кутузу будущем.

Наконец, все было готово к решительным действиям. Промедление было невозможно, монголы сеяли страх в населении местных земель, люди в панике покидали насиженные места.

***

По приказу Кутуза Байбарс должен был захватить Газу для Египта, где располагался небольшой монгольский гарнизон. Это было сделано, после чего Кутузу удалось заключить кажущийся неправдоподобным договор с христианским королевством Иерусалим. Соглашение было во всех случаях примечательным, поскольку христиане традиционно были жестокими врагами мусульман в этом регионе со времен начала крестовых походов.

Оба государства, однако, рассмотрели в монголах общего врага, поэтому Кутуз без проблем провел свою армию через Акру, находившуюся под контролем христиан. Там же он даже разбил лагерь, пополнил запасы и приготовился встретиться с монгольской армией совсем недалеко от этих мест.

Надо заметить, что в сердце Монгольской империи произошло нечто, что повлияло на расклад сил. Совокупность случайных и материально-технических проблем вынудила Хулагу отправиться на Восток с основной частью своей армии, оставив лишь некоторые части сил в Сирии.

В это время умер великий хан, повелитель монголов, и Хулагу нужно было спешить разобраться в вопросах преемственности власти. Кроме того, Хулагу было трудно содержать такую большую армию в Сирии, поэтому он отправился домой, чтобы собрать необходимые припасы и подготовиться, после чего планировал вернуться в Сирию., Непростой политический климат и эти обстоятельства вынудили Хулагу на такой шаг.

Но монгольские силы в Сирии оставались по-прежнему большой угрозой даже в поредевшем состоянии. Когда армия монголов пересекла реку Иордан в сентябре 1260 года, Кутуз двинулся им навстречу.

***

Две армии встретились в окрестностях деревни Айн-Джалут. Байбарс возглавил авангард с небольшим отрядом и быстро атаковал монголов, пытаясь заманить их в ловушку. Монголы действовали сообразно намеченному египтянами плану. Противостоящие силы столкнулись с небольшим преимуществом для армии мамлюков в битве, которая продлится несколько часов и оставит на поле брани тысячи погибших.

В какой-то момент монгольская атака рассеяла египетский левый фланг. В тот момент Кутуз отбросил свой шлем, чтобы его люди могли видеть, как он кричит "О Ислам! Йа, Аллах, помоги своему слуге Кутузу одолеть монголов", лично возглавляя атаку на врага. Кутуз в битвах непосредственно выказывал личную отваху и хладнокровие.

Это вдохновило его солдат, которые сплотились вокруг своего предводителя в решающей борьбе за будущее и своей религии и всего, что им было дорого. Египтяне боролись за выживание всего, что они знали. Для монголов отнюдь - эта битва была одной из многих. И, может быть, совокупность вмех факторов и в том числе морального подъема египтян привело к тому, что монголы были разбиты, а Кит-Буга, их военноначальник, был казнен.

Эта битва ознаменовала первое решающее поражение, понесенное монголами с того времени, как они начали свое вторжение в мир исламских государств, и своего рода послужила пролого конца непобедимости Монгольской империи.

В результате битвы многие из выживших монголов вместе с некоторыми христианскими и мусульманскими союзниками вынуждены были бежать в Сирию, где на них охотилось местное население, жаждущее свести счеты со своими безжалостными захватчиками.

-2

***

Кутуз освободил Дамаск и послал Байбарса расправиться монголами, оставшихся в Хомсе. Затем Кутуз начал делить отвоеванные территории между отдельными лицами по своему усмотрению, даже счел себя вправе определить нового халифа мусульманского мира.

В этот момент весь Левант был освобожден от монголов. Как только Хулагу узнал о поражении своих сил при Айн-Джалуте, он намеревался отомстить за содеянное. Но, конфликты в других регионах Монгольской империи помешали ему когда-либо добраться до мести египтянам.

***

Дела у бывшего раба, ставшего султаном, казалось, шли как никогда хорошо. Его руководство египетскими войсками по сути вернуло мир исламским государствам на Ближнем Востоке, предотвратив их возможное уничтожение. Для Кутуза же победа над монголами означала нечто больше - он добился и своей личной мести над тем народом, что когда-то сделпл из него раба.

Но, он не подозревал о своей скорой гибели. И она произошла повсе не на поле брани. Когда Кутуз возвращался домой в Каир после одержанных побед, султан был убит от рук собственных людей. Почти все источники, повествующие об убийстве Кутуза, ставят Байбарса во главу заговора против султана, хотя мотивы его предательства остаются неясными. Некоторые утверждают, что убийство стало своеобразной местью султану, так как Кутуз пообещал Байбарсу город Алеппо в качестве расплаты за его героизм, но затем передал его кому-то другому. Другие утверждают, что Байбарс стремился отомстить за убийство своего друга, пострадавшего от Кутуза во времена правления Айбека.

Якобы во время охоты Байбарс попросил султала отлать ему плененную девушку. Когда Кутуз дал свое согласия, Бейбарс сконился в почтении и желании поцеловать руку султана. Это и был сигнал для момлюков, расправившихся с Кутузом...

Каковы бы ни были мотивы, в Каир в качестве героя победы над монголами вернулся лишь Байбарс. Он и стал новым султаном Египта и, надо заметить, быстро завоевал любовь народа, отменив агрессивные военные налоги Кутуза.

Восхождение и падение султана Кутуза было стремительным и драматичным. Но, несмотря на кратковременность его пребывания во власти, история запомнила Кутуза как легендарного героя войны и спасителя исламского мира на Ближнем Востоке.