Найти тему
История войн и оружия

Советский истребитель Ла-5ФН в 1944 г.

Ла-5ФН
Ла-5ФН

В июле 1944 г. Ла-5ФН получил 1-й чехословацкий истребительный авиаполк 2-й воздушной армии. В сентябре чехословаки перебазировались в район Зволена. Там они больше месяца поддерживали словацких повстанцев. Отличился командир полка Ф. Фантл, летчики Ю. Стеглик, Л. Шаром, Ф. Хабера, Ф. Штычка, П. Коцфельд.

Позже чехословаки пересядут на Ла-7 и продолжат воевать на советско-германском фронте.

По мнению генерала Благовещенского командира 2-го истребительного авиакорпуса Ла-5 весной 1943 г. был лучшим истребителем в ВВС. Боевые качества машины снижали самооткрывающиеся замки "Дзус", не открываемый в полете фонарь кабины и другие дефекты. Вооружение он тоже считал недостаточным, пушек требовалось не меньше трех.

Воевал на Ла-5 различных модификаций 523-й иап, с 23 февраля 1943 г. и до конца войны летчики совершили 6 982 боевых вылета, участвовали в 135 воздушных боях. Сбили 68 вражеских самолетов, потеряли 64 свои машины и 45 пилотов.

Ла-5ФН с двигателем АШ-82ФН взлетной мощностью 1 850 л. с. развивал максимальную скорость у земли 593 км/ч, на высоте 648 км/ч. Практическая дальность 1 000 км. Максимальная скороподъемность 1 064 м/мин. Практический потолок 11 2000 м. Вооружался двумя 20-мм пушками ШВАК и мог поднимать две бомбы ФАБ-100.

Летные данные истребителей Лавочкина
Летные данные истребителей Лавочкина

Известный советский ас Кожедуб в 1944 г. над Румынией сбил за неделю 8 самолетов. Всего пилот совершил не меньше 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и сбил 62 самолета противника.

4 февраля за 20 сбитых самолетов противника был удостоен звания "Героя Советского Союза". Вторую звезду он получил за 34 победы, третью уже после войны в августе 1945 г.

На Балтике на Ла-5 воевал 4-й гвардейский истребительный авиаполк ВВС Балтфлота. Воевали успешно, так 22 июля 1943 г. пара балтийцев сбила два "Фокке Вульфа" 190, один известного аса Рудорфера, другой его ведомого Тереке. Первый пилот выжил и потом был сбит 19 июля, когда сбили его и ведомого. Рудорфер дотянул на поврежденной машине до финского берега, а его ведомый погиб.

2 августа капитан Костылев из 4-го ГИАП сбил "Фокке Вульф" 190 лейтенанта Броэндле, летчик попал в плен.

Костылев совершил за войну 400 боевых вылетов, провел 89 воздушных боев, сбил 20 самолетов лично и 34 - в группе. Летал на ЛаГГ-3, "Харрикейне", МиГ-3, Як-1. Войну он закончил на Ла-5ФН.

Сбили командира 1-й группы "Зеленого сердца" майора Хорста Адамейта, он попал в плен 7 августа. Видимо его сбил замкомандира 4-го ГИАП капитана Татаренко.

Три авиазавода в 1944 г. выпустили 3 826 истребителей Ла-5ФН, 3 503 выпустил 21-й завод. С апреля 1944 г. выпуск Ла-5 снижался, его вытеснял с конвейера Ла-7. Ла-5ФН и Ла-7 строились параллельно до ноября 1944 г. Всего построили 9 920 истребителей Ла-5 всех модификаций.

Согласно официальной советской статистике, за 1944 г. потери в воздушных боях составили: 10 Ла-5 М-82А, 112 Ла-5Ф и 42 Ла-5ФН. Огнем ЗА были сбиты 8, 69 и 33 истребителя, соответственно. Не вернулись с заданий по неизвестным причинам 20 Ла-5Ф и 7 Ла-5ФН. Убыль по износу составила 217, 373 и 113 машин, а в авариях и катастрофах погибло больше всего Ла-5 — 61, 426 и 249 самолетов вышеназванных модификаций. Для сравнения: потери Як-1 от истребителей противника составили 84 машины, Як-9 — 141, Р-39 — 58. Зенитки сбили 49, 94 и 35 самолетов этих типов. Выработали свой ресурс и пошли на слом 802 Як-1, 268 Як-9 и 169 Р-39. Разбились 297 Як-1, 455 Як-9 и 243 «Аэрокобры».

Спасибо за прочтение.

Источник: Ла-5. Боевое применение. Часть 2. Испытание войной.