Итак. Статья, что называется, созрела.
Я пишу очень много методических статей: о том, как научить делить, как научить решать задачи по физике, как научить преобразовывать выражения и так далее.
И под каждой такой статьёй мне по сто раз пишут одно и то же:
А зачем так сложно?
Отвечаю раз и больше к этому возвращаться не буду.
Сначала эмоционально
Потому что, ёлки-палки, ваше "просто" не работает! Какие иллюзии бы ни питали учителя в отношении детей, даже в элитных говназиях ученики не умеют решать никакие задачи почти в 100% случаев. Все эти ваши таблицы, схемы и алгоритмы приводят лишь к тому, что 5-10% школьников могут иногда их повторить в точно таких же задачах с другими числами и не более того. Шаг в сторону - расстрел. А знаете почему?
Теперь рационально
При решении каких-то цельных задач приходится выполнять сотни (да-да, именно сотни) довольно примитивных действий. Для того, чтобы решить задачу по геометрии (например, такую) требуется как минимум изобразить чертёж, на котором могут быть десятки объектов и фактов в разных комбинациях, применять теоремы и определения, количество которых растёт по экспоненте с каждым шагом, выполнять алгебраические преобразования. В физике, алгебре, арифметике, химии действия другие, но их количество тоже исчисляется сотнями.
Идти мешают не горы впереди, а камешек в ботинке. Если ученик не умеет выполнять хотя бы один самый микроскопический элемент - задача не решится.
И вот этим всем мелким действиям мозг нужно обучить. Не всегда отдельно, но обязательно.
Например. Доказываем в геометрии, говорим "по теореме Фалеса..." блаблабла. Кто решил, что надо брать теорему именно Фалеса? Что, других нельзя было взять? Почему других нельзя было брать?
На все эти вопросы должен ответить мозг, который в фоновом режиме перебрал все теоремы, отсеял которые нельзя применить тут вообще, потом из оставшихся поприменял каждую в каждом варианте к каждому объекту в чертеже, выбрал те, которые вообще имеет смысл применить, а потом из них выбрал те, которые хоть как-то приближают к ответу. Для чего в каждом отдельном случае рекурсивно выполнил аналогично ещё один-два шага доказательства.
Вы понимаете, какой колоссальный труд проделывает мозг в такой ситуации? И всё за доли секунды! Со стороны это похоже на магию, которую большинству нельзя постичь (и реально, мои читатели постоянно пишут о необучаемых детях). Даже более того скажу - сами люди не осознают, что эта работа была проделана их собственным мозгом полностью.
Естественно, что тренироваться надо сначала на лёгких задачах, где мало теорем, формул, фактов, шагов. Иначе мозг действительно взорвётся от одного осознания, сколько всего нужно сделать.
Вместо заключения: Почему всё-таки так сложно?
В одном комментарии мне написали, что минус моей методики - "огромные затраты времени на решение" <простейших задач>.
Я не задачи решаю! Я рассказываю, как сделать так, чтобы ребёнок смог натренировать свой мозг на примитивную работу. На такую тренировку времени не жалко, потому что потом на всё, про что я пишу в своих методиках, будет уходить минимум времени.
И все ваши "куда проще" - попытки обойти необходимость такой работы для мозга, выдать ученику готовый результат, заранее отлаженный и оптимизированный чьим-то чужим мозгом. По-первости, пока задачи простые и их мало, результат мало отличим: мозг за те же доли секунды выдаёт заложенную в него таблицу. И без "огромных затрат времени". Но позже, когда разных задач становится много, табличный мозг пасует, а тренированный продолжает совершать сложнейшие операции за доли секунды.
Когда я говорю: учителя, вы неправильно учите, нужно менять само образование и т.п., я имею в виду именно переход к таким тренировкам от зубрёжки готовых алгоритмов.
PS
Эту статью можно было бы назвать идеологией моего канала. Тем самым "моим основным посылом", который есть в каждой статье, и ссылки в тексте - тому иллюстрации.
Грубо говоря, на этом можно было бы вообще закрывать мои публикации: тем, кто понял эту статью, Стив Май уже не нужен.
Одни скажут: "вот этого я ждал!", и будут хотя бы пытаться выдержать мою идеологию. Другие скажут, что "Для массовой школы<...>методика не применима", и давай до свидания.