Весна радует нас свежей зеленью и ярким солнцем, дождями и грозами. Но - увы - те же дожди превращают территорию приусадебного участка в грязевое болото, передвигаться по которому сложно даже в резиновых сапогах. Разумеется, при правильном обустройстве территории еще в период строительства дома дорожки делаются обязательно, но как быть тем, кто не смог этого сделать или купил дом с неустроенной усадьбой? Разумеется, создать дорожки самостоятельно, используя для этого подсобные материалы.
Мы не будем сегодня обсуждать дорожки из дерева, камня, бетона, самодельной бетонной плитки или покупной тротуарной. Поговорим об использовании кирпича и вторичного щебня - остатков от строительства дома, забора или подсобных помещений.
Не обязательно брать новый кирпич - подойдет бывший в употреблении (например, полученный при разборе старых построек), битый, некондиционный. Мастера рекомендуют применять полнотелый, максимально плотный, с минимумом пор материал.
Перед началом работ рекомендуется рассортировать кирпич по цвету, правильности формы (целый, куски правильной и неправильной формы), размеру (это относится к бою - наиболее мелкие фрагменты подойдут в качестве щебня для отсыпки ложа будущей дорожки). Для б/у кирпича желательно удалить раствор, грязный материал по возможности очистить.
Если в руки вдруг попал так называемый "царский" кирпич, то есть выпущенный до 1917 года, его можно использовать для декора. Кстати, качество этого кирпича более чем столетней давности может оказаться получше, чем у гораздо более поздней продукции...
Планируя расположение дорожки, следует учитывать некоторые факторы:
- поскольку по ней почти наверняка будут не только ходить, но и возить что-либо (тачку, например), желательно делать ширину не менее 90 см и избегать резких поворотов;
- нежелательно постоянное попадание воды на дорожку. Если на участке смонтирована система автополива, особенно с распыление воды в воздух, тропинку лучше располагать в удалении от точек выдачи воды;
- крупные деревья с их мощными корнями легко "взламывают" даже асфальт, поэтому и мощение рядом с ними лучше не устраивать;
- даже самая капитально и качественно сделанная дорожка может стать дном местного "моря" после дождей, если пренебречь правилами устройства дорожного полотна.
Даже если не получается выполнить желаемый уклон от центра дорожки к краям, необходимо хотя бы обеспечить под кирпичным мощением подушку из хорошо проводящих воду материалов - щебня и песка.
Последовательность работ такова:
- после выбора примерной траектории будущей тропинки выполняют разметку колышками. Для получения прямой линии необходимо натянуть веревку (шпагат) между опорами, кривую линию лучше формировать небольшими прямыми участками;
- плодородный грунт снимается на глубину не менее 20...30 см (необходимо убрать корни растительности);
- по краям будущего ложа стоит выполнить более глубокие канавки. Они либо будут использоваться как кюветы (канавки для стока воды, часть дренажной системы), либо пригодятся для устройства бордюров;
- первый слой основания устраивают их геотекстиля. Он не позволяет подушке расползаться, уходить в грунт, и одновременно препятствует прорастанию растений;
- следующий слой - щебень, можно использовать вторичный (мелкий кирпичный и бетонный бой). Толщина этого слоя зависит от типа почвы на участке. На песчаных и скалистых грунтах можно вообще обойтись без щебневой подушки, на глинистых - увеличить ее толщину до 15...20 см. В целом достаточно 10 см;
- поверх щебня укладывают песок. Толщина слоя должна быть такой, чтобы после трамбовки и проливки (эти операции обязательны) над выступающими частями щебня было не менее 1 см песка. Только при этом условии можно будет нормально, под один уровень, уложить кирпич;
- после проливки песок желательно еще раз утрамбовать и дать слегка просохнуть. Кирпич укладывают так же, как тротуарную плитку - постоянно проверяя высоту каждого элемента уровнем (правилом), забивая выступающие элементы в песок или подсыпая песок там, где кирпич оказывается ниже соседних;
- по завершении работ можно просыпать швы между элементами мощения песком или смесью песка и цемента (пропорция 3:1...5:1, в сухом виде. После засыпки пролить водой) или оставить швы свободными. Во втором случае дренирование дорожки будет лучше, но есть риск того, что мощение без бордюров расползется.
Что касается бордюра, его устраивают до отсыпки ложа дорожки. Канавки под бордюр отсыпают так же, как и ложе, но с меньшей высотой каждого слоя. При выборе глубины канавки необходимо учитывать общую толщину подушки и высоту мощения - бордюр должен быть хотя бы вровень с краями дорожки или немного возвышаться над ними.
Еще один вариант устройства ложа под дорожку из кирпича - бетонная лента. Фактически, все то же самое, но без слоя песка, вместо него используется бетонный раствор. Кирпичи монтируют на слегка схватившийся бетон, углубляя в него под желаемый уровень.
Не обязательно ограничиваться при создании дорожек стандартными схемами мощения, можно придумать что-то свое, пофантазировать. Особенно благоприятствует "полету мысли" использование боя кирпича.
Отлично смотрится кирпич в комбинации с плитным камнем, гравием, галькой, другими материалами.