К 900-летию крещения Руси в Киеве заканчивают строительство Свято-Владимирского кафедрального собора, который должен стать символом русского православия. Роспись храма решено доверить одному из лучших живописцев страны - Виктору Васнецову. Он - сын священника, и сам учился в семинарии. Так что для такой задачи его квалификация – самая подходящая. Но получив это предложение, Васнецов отвечает категорическим отказом. Дело слишком серьезное и ответственное. Заказ чуть было не достается Василию Сурикову. Но тот тоже не соглашается – и тогда Васнецов, наконец, берется за проект. «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма», - говорит он.
Эскиз алтарного образа Богоматери – того самого, с устремленным к людям младенцем, - художник представляет руководителю работ по оформлению Владимирского собора в Киеве, профессору Адриану Прахову. И тот в ответ показывает художнику набросок изображения, проступившего еще на сырой штукатурке этого самого собора. Пораженный совпадением двух этих образов, Васнецов произносит: «Это был заказ Божий».
И это главный заказ всей его жизни. За долгие годы работы над росписями Васнецов несколько раз срывается с лесов. Но ни травмы, ни частые болезни из-за ежедневных трудов в холодном, не отапливаемом соборе не сломят художника. 15 масштабных сюжетных росписей и еще 30 ликов на стенах Владимирского собора – самая грандиозная и самая совершенная работа мастера. Сам Васнецов будет говорить, что именно в этом киевском храме он испытал настоящее счастье и именно здесь он смог полностью выразить себя как художник.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века:
книга с автографом автора: