До конца апреля в России проходят Дни немецкого кино ФАНК, приуроченные к Году Германии в России. Это бесплатные показы трех документальных фильмов —: «Тело истины» Ивлин Шельс, «Незаконный фильм» Мартина Байера и «Откуда берутся деньги?» Кармен Лосманн. Организатор события — Фестиваль актуального научного кино ФАНК.Расписание показов: https://dnk.csff.ru/events
Дни немецкого кино ФАНК проходят в рамках Года Германии в России 2020/2021, организаторами которого выступают Посольство Федеративной Республики Германия, Гёте-Институт и Российско-Германская внешнеторговая палата.
«Тело истины» Ивлин Шельс (2020)
Ивлин Шельс начала снимать «Тело истины» еще в 2015-м и закончила только в начале прошлого года. Фильм был представлен на фестивалях в Гамбурге, Касселе и Нью-Йорке, и вызвал немалый интерес в арт-сообществе.
Героини фильма — четыре художницы разных национальностей и культур: Марина Абрамович, Ширин Нешат, Катарина Зивердинг и Сигалит Ландау. Они используют собственное тело, чтобы осмыслить и рассказать травматичный опыт прошлого. Личные травмы, миграция, войны и геноцид, протесты и революции — всё, что касается каждой из них, семьи и народа трансформируется в их перформансах, инсталляциях и фотоработах через тело.
«Разум может обмануть. Он часто это делает. Но тело лгать не может», – так говорит Марина Абрамович в самом начале фильма, и эта фраза встает эпиграфом над всем повествованием. Потому что тело — самый точный и правдивый инструмент художника для передачи важных смыслов, которые наш разум давно превратил в слепые пятна, перестал видеть и реагировать на них.
Все героини фильма «говорят телом», при этом «речь» каждой из них уникальна и отлична от другой. Ширин Нешат, которая эмигрировала из Ирана после исламской революции, исследует противоречия в исламском обществе через фото и видеоработы. Марина Абрамович работает с травмами прошлого через реальную боль (селфхарм в виде пятиконечной звезды). Сигалит Ландау создает невероятно красивые арт-объекты в Мертвом море в память о жертвах Холокоста, среди которых были и ее близкие. Катарина Зивердинг изучает природу и эволюцию фашистских структур от нацистских группировок до современной Пегиды.
Например, одна из работ Катерины Зивергид особенно мощно передает месседж через тело, точнее через лицо. Художница деформирует и обрабатывает снимки своего лица, сделанные в фотобудке. И эффект ошеломляет — когда долго смотришь на них, то сквозь черты Катарины начинает проступать лицо немецкого офицера Штауффенберга. Этот человек в 1944 году совершил неудачное покушение на Гитлера, и серия Зивергид так и называется — Штауффенберг-Блок (Stauffenberg-Block). Она втягивает тебя в визуально-смысловую цепочку: от участника Сопротивления нацистскому режиму 40-х годов к Катарине Зивердинг, участнице протестных движений в Германии 60-х, и, наконец, к тебе самому, стоящему напротив фотопортрета, смотрящему на свое отражение в стекле. Что ты чувствуешь, стоя напротив? А вдруг и ты — соучастник повседневного зла, и тебе пора проснуться, чтобы так же бороться, как это делали они, иначе катастрофа неминуема? Может, именно эти сигналы художник посылает от своего тела твоему?
«Незаконный фильм» (2019)
Фильм вышел в 2019 году и уже стал участником нескольких фестивалей об искусстве и научно-фантастических фильмов. Но этот фильм не про фантастику, а про нашу реальность, которая ускоряется и приумножается с невероятной скоростью.
Знаете ли вы, что люди во всем мире в день делают больше фотографий, чем было снято за весь 20 век? Почему это происходит, и что эти кадры делают с нами? Режиссеры Мартин Байер и Клаус Вишман ставят множество вопросов: от философских о сущности фото, влиянии на нашу жизнь до вполне конкретных про производство и защиту авторских прав. , Например, почему они должны платить «Диснею» тысячу долларов за секунду, показывая кадры про мишку Балу? Ведь сам «Дисней» черпал идеи отовсюду: от Киплинга до сказок Баварского леса. Разве он не нарушал чьих-то авторских прав тоже?
Чтобы найти ответы, режиссеры пускаются в увлекательное путешествие. Они снимают «Незаконный фильм», который, по их словам, нарушает авторские права и законы религии. Ведь по исламу нельзя создавать изображений, а по закону об авторском праве — каждое изображение кому-то принадлежит.
В фильме — безумное количество изображений всего, чего можно (и нельзя). Авторы «Незаконного фильма» прослеживают эволюцию визуального искусства от картин маслом и допотопной гелиографии до цифровых копий людей, созданных нейросетями и почти неотличимых от реальных. Они делают это с юмором и аргументируют мнениями фотографов, юристов, разработчиков и множества других авторитетных специалистов.
«Незаконный фильм» не дает точных ответов, а позволяет задуматься о многих вещах и задать новые вопросы. Например, в нем показаны технологии, которые создают точные цифровые копии людей и обучают их естественному отклику на реакции. Мимика аватаров почти неотличима от человеческой. Так что недалеко то время, когда наши селфи будут общаться в сети вместо нас. Тогда кому будут принадлежать права на наши аватары? Нам? Разработчикам, государству? И если наши цифровые изображения будут лучше нас, тогда что станет с нами реальными?
«Откуда берутся деньги» (2020)
Фильм Кармен Лосман «Откуда берутся деньги» — один из самых успешных документальных фильмов 2020 года. Он участвовал на берлинском кинофестивале Berlinale, попал в категорию Best of Fests в IDFA (главного фестиваля неигрового кино в Европе). Так чем же он так интересен?
Многие помнят финансовый кризис 2008-2009 годов, но мало, кто может объяснить, что именно произошло. Режиссер фильма поговорила с главными экономистами, менеджерами по инвестициям, финансовыми директорами — со всеми, кто участвует в формировании прибыли, накоплении капитала и должен понимать природу кризисов.
Получилась модель капиталистической системы, стоящей на трех китах, имя которым экономическое развитие, растущие долги и распределение богатства. Может показаться, что экономическая тема сложная и скучная. Но фильм доказывает обратное. В этом заслуга режиссера — Лосман сама разобралась в теме и помогает проще ее воспринять. Она моделирует ситуацию, как женщина берет кредит в банке, и включает в фильм «Монополию», в которую играют реальные люди по правилам реальной экономики. И что самое интересное, в этой игре вам не дадут денег на старте просто так, чтобы вы покупали фабрики и приумножали капитал, только в долг. Потому что главным игроком в нашей капиталистической системе является должник. Как ни странно, именно за счет него растет прибыль и активы остальных.
В фильме немало неожиданных моментов не только для зрителей, но и для самих персонажей. Оказывается, не все финансовые менеджеры понимают до конца, как работает капиталистическая система, частью которой они сами являются. А значит, не осознают и ее разрушительной природы. Режиссер фильма подводит и зрителей, и представителей финансового сектора к обсуждению вопросов — а зачем нам сегодня такая система, если она проблемная? И можно ли создать ей альтернативу?