Найти тему
Добрый Аудиофил

5 Первоклашек на Звук! Или как менялось звучание катушчеников первого класса за всю историю их выпуска?!!

Всем Доброго Аудиофильского!

Сегодня у нас будет выборочный обзор. 5 Моделей родом из 1970х, 80х и 90х. Сегодня у нас этакая пятерка на пятерку.

Все они одного класса!!! Первого! У них максимально близкие параметры. Но мы сравним и как менялась их техническая оснащенность. И как менялось самое главное - ЗВУК!!!

Готовы? Тогда Газ в пол!!! Продолжим в стиле прошлой большой статьи про них!

1. Илеть 101

фото отсюда Первоклассное дело!!! 21 катушечник Первого класса выпущенный в СССР. Большой обзор!

Магнитофон начали выпускать в 1977м году.

Механическая КПП и механический выбор режимов.

Схема на транзисторах.

В усилителе воспроизведения сигнал с головки встречает двойной согласующий каскад на германиевых транзисторах, с кучей цепей стабилизации и методик снижения нелинейных искажений, с эмиттерным выходом.

Далее следует каскад раскачки амплитуды, уже на кремниевых 315х транзисторах. После него цепи коррекции АЧХ с механическим переключением на разные скорости движения ленты. Ну и на выходе один буферный 315й с эмиттерным выходом.

Детонация ленты 0.1 процента. АЧХ 40 - 20 кГц.

На звук же при этом все не просто. Тут хороший бас. Невзирая на всего 40 Гц звучит он плотно и бодро. Почти без каши и при этом в приличном количестве.

Верх тут детальный. Прям все нормально.

А вот на середине детальности явно не хватает. Прям вот даже реверберации пропадают.

В целом аппарат стремится к высокой точности. Аудиофильских игр в маскирование проблем нет. Нет детальности на СЧ, так и не будем ее раскачивать дополнительными имитационными гармониками.

При этом детальность на СЧ теряется явно не за счет детонации. Детонация такого уровня их тоже скрадывает, но не так сильно.

Т.е. проблемы где-то в германиевом каскаде. Там такая навороченная обвзяка с конденсаторами, что где-то что-то помимо лишних гармоник, заодно сдерживает и сигнал.

Но в те времена кремниевых транзисторов для работы со сверх малыми уровнями сигнала еще не было. По идее здесь лучшее из возможных решение.

Хотя, если чуть чуть пожертвовать уровнем шума, можно было бы от 315х лучший результат получить.

Да и Маяк 001 уже выпускался. А там все на кремнии.

2. Илеть 102

-2

фото отсюда Первоклассное дело!!! 21 катушечник Первого класса выпущенный в СССР. Большой обзор!

1981й год.

КПП механика, выбор режимов - механика.

Детонация 0.1 процента. АЧХ 31 - 20 кГц.

Схема УВ.

Сигнал встречают кремниевые малошумящие 3107. Первые согласующий, второй на раскачке. Далее следует микросхема. Операционный усилитель.

В обратной связи которого реализованы цепи АЧХ. Которые коммутируются уже электронно с помощью 315го транзистора.

Честно говоря схема не красивая.

И цепи коррекции АЧХ ничем не прикрыты от паразитной электроемкости кабеля, что сигнал до усилителя ведет. И от всех наводок на него.

Да и переключатель АЧХ высокоимедансный вход имеет, который модулируется любимы наводками на провод, что тянется от механического переключателя скорости. При этом он этими наводками будет "крутить" всю эквализацию по всем частотам разом в разные стороны.

Звучит она при этом лучше 101й. Тут и на басах все хорошо. И на верхах детальность в норме. И середина явно бодрее.

Одна проблема. Верхняя середина, куда попадает акустическая ритм-гитара с металлическими струнами. Вот там ощутимая замыленность. И по атаке все смазано, и гармониками плохо звучащими "засыпано".

Хотя прогресс звучания на лицо. Если в музыке нет этих гитар, так магнитофон хорошо так к высокой точности воспроизведения стремится.

3. Илеть 110

-3

фото отсюда Первоклассное дело!!! 21 катушечник Первого класса выпущенный в СССР. Большой обзор!

И чего я к этим Илетям прицепился?

Мне они кажутся наиболее качественными по характеристикам в этом периоде времени. Были магнитофоны и лучше. Но их в продаже было не найти. А уж сейчас так и подавно. А эти в продаже еще есть.

Итак, 1985й год.

КПП автомат, с кнопочным выбором. Управление - автомат на кнопочках.

Детонация 0.09. АЧХ 31 - 22 кГц.

Схема на микросхемах. Сигнал встречает специализированная К157УЛ1, которая является усилителем воспроизведения для магнитофонов.

Далее следуют микросхемы коммутации, что переключают и кривые АЧХ и сигнал со сквозного канала.

Дальше следуют цепи коррекции и на финише операционный усилитель защищающий цепи АЧХ от внешних воздействий.

По звуку аппарат басовитый. У него серединка без каких либо нареканий. Все нормально. Верх тоже без проблем.

Разве, что детальность чуть детонацией снижена. А Аудиофильского исправления этого дела не применено. Хотя басовитость явно Аудиофильского толка.

4. Астра 111

-4

фото отсюда Первоклассное дело!!! 21 катушечник Первого класса выпущенный в СССР. Большой обзор!

Год 1989й.

Аппарат повышенной безбашенности.

КПП и управление режимами на одном цифровом контроллере. Прям как ЕСП с АБС в машине.

Детонация Аудиофильские 0.08%. АЧХ 25 - 28 кГц.

Схема УВ.

Сигнал встречают малошумящие 3102. Схема встречи такая же как на Олимп 003.

Далее следуют цепи коррекции, коммутацией которых заведует микросхема. Причем коммутация тут методом подключения земли к нужной группе деталей и отключения от не нужной.

Далее вторая микросхема заведует коммутацией сигнала сквозного канала. И после еще 2 буферных транзистора. У Олимпа там ОУ. А тут транзисторы!!!

Причем мало того они тут 3102!!! Озверели разработчики. На выход 3102 залепить!!!

Это ж чего делали-то???

Но на самом деле это и делали.

На звук тут с непривычки голову сносит. Бас идеальный. Все как надо. На ВЧ детальность студийного уровня. А середина от своей детальности мурашками пробирает.

С непривычки кажется, что на чуть смягченная. Но на самом деле аппарат высокой верности. Тут все на студийном уровне качества!!!

У меня даже есть подозрения, что он Идель 001-1 потеснит с позиции максимальной точности работы. Надо их отдельно будет столкнуть.

Мало того. Тут еще и логика управления отдельных пары слов достойна. Дело в том, что она... на процессоре.

Тут стоит микроконтроллер К145ИК1906. А у Веги 120 и Олимп 005 стоят К145ИК1916(ну и у Олимпа еще 2 проца из этой же серии).

Вот только одна проблема. Проц-то тот же. Выводы у ног те же. А вот программа другая зашита. Не умеет он паузы искать. И половина ног, что для клавиатуры программирования треков тут не задействованы.

Вот перепаять бы. Ведь потенциал на лицо. Прям замена одной микрухи, дя десяток проводов ей в ножки напаять.

Хотя конечно сегодня проще Ардуину поставить. Система к ней готова.

По звуку тут. АХ да! Уже ж написал!!! Круто тут по звуку!!!

Аппарат высокой точности, которую нереально высоко реализует. И претензий к схеме у меня тут нет.

5. Орбита 108

-5

фото отсюда Первоклассное дело!!! 21 катушечник Первого класса выпущенный в СССР. Большой обзор!

Шел 1990й год...

Ну и что нам покажет этот Йопель Астра Орбит Эдишн на механике???

Нет вы видели такое? 3 мафона выше имели электронное управление выбором скорости.

А этот при том, что самый нафуфыренный из них по части интеллекта. Он может запоминать произвольное значение на электронном счетчике, и по нему останавливать перемотку и воспроизведение. Так еще и по нулю счетчика отдельной кнопкой такой же экшон вытворять.

Так вот при всем при этом, тут выбор скорости движения ленты... МЕХАНИЧЕСКИЙ.

Тут резиновый ролик, который прижимается между валом двигателя, и тон валом.

При этом понятно, что он помнется если аппарат выключить от сети, не переведя коробку на нейтраль.

Но тут вместо защиты от инцидента отдельная кнопка СЕТЬ при этом!!! А коробка отдельной крутилкой.

Так вы думаете это все? Ага!!! ЩАЗ!!! У него после срабатывания автостопа, если его 15 минут не трогать сеть автоматически вырубается.

Т.е. вы ушли. Он выключился. Постоял погудел моротором и его остановил!!! А резинку кто снимать будет???

Нет люди вы здоровые??? Резинку кто снимать будет вилку из розетки "Вынув"???

Вас вообще с какой планеты стырили???

Джон Грей что в 1994м году написал книжку "Мужчины с Марса, женщины с Венеры", заявляет, что нормальные мужики Марсиане.

Хотя некоторые музыканты и про Марсианок поют. Да и знаменитый писатель фантаст Роберт Энсон Хайнлан, что предсказал 90 процентов окружающей нас техники еще в 1950х, включая системы автоматической парковки автомобилей, про Марсианку Подкейн писал.

Но этих походу Луноход как в "Ну, погоди" трактор, ловил и сбрасывал. Ловил и сбрасывал!!!

Тут и скриншот из инструкции чего стоит!!!

-6

фото скриншот из инструкции взятой здесь http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/orbita108s.html

Чего чего???????? Какая еще линейность индикатора во ВСЕМ ДИАПАЗОНЕ ЗВУКОВЫХ ЧАСТОТ, способствует хорошему соотношению сигнал-шум???????

Тут что ОПТА-Звук что ли??? НЕТ!!! Я цензурно сейчас написал!!! Опта без буквы Й!!!

Схема тут вообще шандарахнутая.

Тут сигнал с головки встречают 2 транзистора 3102, вроде все правильно.

Но дальше!!!!

У магнитной записи, как и у Винила есть 3 точки перегиба АЧХ. Причем на разной скорости ленты они разные.

Так вот тут первый перегиб делается на выходе этих транзисторов. Стоит микросхема, что коммутирует сигнал и 2 цепи коррекции первой части АЧХ на разные скорости.

Далее стоит операционник в котором в обратной связи делается вторая точка перегиба. Так же через микросхему по полезному сигналу(вместо коммутации земли).

Далее стоят еще 2 3102, ПОСЛЕ которых стоят цепи коррекции АЧХ и на выходе еще одна микросхема которая коммутирует сигнал!!!

Это что вообще ДРАТЬ ТВОЮ, за ОПТА звук-то такой??? НЕТ! Я цензурно сейчас написал!!! Опта без буквы ЙО на конце!!!!

Но мое отношение к аппарату резко поменялось когда я его наконец включил.

Дело в том, что на звук это Аудиофильский аппарат!!!

Тут смесь Ротеловского звука, с Кэмбридж Аудио.

Тут упругий яркий мощный бас, апельсиновая РЫЖАЯ детальная срединка, и детальный рассыпчатый верх пробирающий до мурашек!!!

Т.е. к звуку тут претензий нет. С Аудиофильских позиций ЗВУК НЕРЕАЛЬНАЯ КРУТОТЕНЬ!!!

Детонация тут 0.09 процента. АЧХ 25 - 28 кГц. Хотя в инструкции 3 разных значачения указаны.

Их хоть я и не люблю Аудиофильские магнитофоны считая, что они должне обеспечивать максимально-точную копию с катушки на катушку.

А Аудиофильский звук в усилителях можно сделать. Или еще в каких буферных коробочках.

Но про этот звук я вам так скажу. Его больше нигде на рынке сейчас НЕТ!!! Свободная ниша!!!

Эти Инженеры, что делали этот аппарат нашли уникальное соотношение звучания. Они нашли свою фирменную Аудиофильскую нишу.

И сейчас она не занята!!! У импортных производителей нет такого звука.

А как именно меня с него вставило вы и сами видите!!!

Инженеры, что делали этот магнитофон при всей долбанутости некоторых конструкционных моментов, все таки с творческих позиций нашли очень уникальное звучание!!!

******************************************************************************

Вот такая история. Я приношу свои извинения и перед читателями, и перед модераторами, за возможно излишнюю экспрессивность в подаче материала. За узкие моменты с запрещенными оборотами. Я старался их избежать, но осознаю, что сильные приближения все равно остались.

Спасибо, что дочитали!!!

В ближайшее время столкну Астру и Идель. Сделаю обзор на эту тему!!! Помним, что нужно подписываться и ставить всяко разно в стиле Палец ВВерх!!! Это не заразно!!!

Ой!!! Ну Ой!!!

-7

фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье