Легенде о короле Артуре уже много сотен лет (считается, что Артур жил примерно в V веке нашей эры). С Артуром в Британии связано множество географических локаций: римский амфитеатр Каэрлеон (считался залом, где стоял Круглый стол), монастырь в Тинтагеле, легендарный замок Камелот и не менее легендарное аббатство Гластонбери, где, по легенде, доживала свой век королева Гвиневера.
В книге Стива Блейка и Скотта Ллойда «Пендрагон: рождение легенды» приводятся данные о раскопках по «артуровским» местам.
Вот что пишет об Артуре Миранда Олдхаус-Грин в книге «Кельтские мифы»:
«Артур – самая знаковая фигура в средневековых мифах и преданиях. В валлийской мифологии он ассоциируется с любопытной смесью христианства и языческой магии. В этих текстах часто упоминается единый Бог, но герой постоянно имеет дело с заколдованными животными и волшебными котлами. <…> Основной комплекс сказаний Артуровского цикла содержится в средневековых французских романов, прежде всего в сочинении Кретьена де Труа, созданном в конце XII века. Но Артур упоминается в ряде валлийских преданий, в том числе в «Килхуне и Олвен» и «Передире». Его всегда изображают как героическую фигуру, величественного безупречного воина, окружённого сонмом галантных рыцарей».
Кретьен де Труа – известный средневековый сочинитель куртуазных романов. Наиболее известно его сочинение «Ланселот, или Рыцарь телеги».
За истёкшие века в сознании рядовых читателей укрепилась мысль, что Артур был королём (и даже императором) Британии, то есть масштабной исторической фигурой. В общем-то, в какой-то мере историческим лицом он и был. Но не был королём (и тем более императором). Артур был военачальником, главой союза малых королевств, который сложился после отделения Британии от Римской империи. Как парадоксально верно отмечает М. Олдхаус-Грин, легенда оказалась значимее, чем сам человек.
Не менее, чем сам Артур, известны другие персонажи цикла – его жена Гвиневера, главный рыцарь Ланселот, рыцари Гавейн, Гарет и другие, волшебник Мерлин, фея Моргана… В разных сочинениях от Средневековья до наших дней тиражируются детали легенды - любовный треугольник между Артуром, Ланселотом и Гвиневерой, сын Артура Мордред от собственной сестры, последняя битва бриттов под предводительством Артура, поиски Святого Грааля, которым сэр Ланселот посвятил много лет, а также предание о том, что Артур не умер, а его ещё живым, но раненым забрали жрицы на волшебный остров Авалон.
Отголоски этих сюжетов можно найти порой в самых неожиданных сочинениях (например, в легендах о Заокраинном Западе у Толкина). Приведу подборку более или менее современных произведений, в которых встречаются детали артурианы (к Средневековью обращаться, так уж и быть, не будем):
1. Теренс Уайт – цикл «Король былого и грядущего» (он же «Король Артур», он же «Пендрагон») из пяти романов.
Классическая история Артура, написанная в 1930-х – 1950-х американским писателем. Признанный шедевр артурианы, но лично мне книга показалась скучной. Впрочем, читала давно, надо бы освежить в памяти. Диснеевский мультфильм «Меч в камне» снят как раз по романам Уайта.
К сожалению, не нашла современных имеющихся сейчас в продаже переизданий романа. Но можно попробовать поискать их у букинистов. Кстати, рекомендую для этих целей мой пост про хорошие букинистические интернет-магазины.
2. Мэрион Зиммер Брэдли«Туманы Авалона».
Знаменитая история, рассказанная в духе феминизма – от лица Моргейны (она же «фея Моргана», в классической легенде бывшая безусловной злодейкой, строившей козни Артуру). В интерпретации Брэдли Моргейна – сестра Артура; от него же она рожает сына Мордреда. Роман густо замешан на кельтской мифологии, здесь не один раз встретятся праздники Белтайн и Самайн, кельтские боги и даже друиды. Кстати, у книги есть экранизация. А в 2018 году «Эксмо» неплохо переиздало роман в серии «Золотая коллекция фантастики» (есть на «Бук24» и в «Буквоеде»).
3. Мэри Стюарт – цикл о короле Артуре из пяти романов (написан в 1970-х-1990-х).
Первые три - «Хрустальный грот», «Полые холмы» и «Последнее волшебство» - тоже смещают «центр тяжести» с самого Артура на другого героя – Мерлина. «День гнева» завершает цикл об Артуре, рассказываю историю Мордреда и последней битвы. А «Принц и паломница» (другое название «Принц и пилигрим») вообще уводит как будто бы за пределы истории, рассказывая о поисках Грааля.
У меня романы из «рамочной» серии «Шедевры фантастики» от «Эксмо». Но в прошлом году «Азбука» переиздала артурианский цикл Стюарт в серии «Иностранная литература. Большие книги» (купить можно в «Буквоеде» (том 1, том 2) или на «Бук 24» (том 1, том 2)).
Кстати, несколько лет назад та же «Азбука» переиздавала пенталогию в серии «Мир фантастики» (первый том есть в «Буквоеде», а в электронном виде обе книги можно купить на «Литрес» - том 1, том 2).
4. Томас Мэлори «Смерть Артура» (1485).
Эпопея, рассказывающая, собственно, о жизни Артура и о событиях, приведших его к гибели. А ещё попутно сообщающая о других рыцарях и их подвигах. Об этой книге я уже немного рассказывала в посте «Самые красивые книги в моей библиотеке».
Считаю, что лучше её приобретать с иллюстрациями Обри Бёрдслея. Как раз в переиздании от «Азбуки» в серии «Иностранная литература. Большие книги» эти иллюстрации использованы. Купить книгу в этом издании можно в «Буквоеде» или на «Бук24», в «Лабиринте» есть другое издание – без иллюстраций. В электронном виде «Смерть Артура» есть и на «Литрес».
5. Джон Рональд Руэл Толкин «Смерть Артура» (около 1937).
Это поэма, которую сын Толкина нашёл в его черновиках, доработал и издал в 2013 году. Хорошее издание (если вы ценитель автора или художника; в противном случае будет скучновато) вышло в серии «Толкин с иллюстрациями Дениса Гордеева». Книгу можно купить в «Лабиринте», на «Бук24» или в «Буквоеде», а в электронном виде – на «Литрес».
6. Майкл Морпурго «Король Артур» (1994).
Роман, пересказывающий классическую историю для детей. Даже тут не обошлось без упоминания инцеста, только сестрой Артур, родившей от него сына, называется не Моргана, а Моргауза. Интересная завязка: мальчик из современного мира попадает в сильный шторм, его спасает загадочный старик и рассказывает древнюю легенду об Артуре… Угадайте, кем оказался этот самый старик?
Книгу издал «Махаон», причём очень хорошо, явно подарочный вариант: качественный переплёт, толстая тонированная бумага, акварельные иллюстрации Майкла Формана, удобный для ребёнка шрифт. Рекомендую! Книгу можно купить в «Буквоеде».
7. Гай Гэвриел Кей «Гобелены Фьонавара» (1984-1986).
А именно третья часть «Блуждающий огонь». О Кее я уже не раз писала (например, в посте о книгах, которые я читала 3 или более раз). Прекрасный автор, отличный слог, полные светлой грусти истории в стиле лёгкого фэнтези. «Гобелены» были первым романом автора, местами откровенная дань уважения «Властелину Колец» Толкина, а местами переработка кельтских мифов. И в третьей части появляется Король Артур и его Дикая охота – рыцари, ставшие призраками. Интересный коктейль.
К сожалению, ни одного издания сейчас в продаже не нашла.
8. Марк Твен "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура"
Бессмертное юмористическое (или не совсем?) произведение Твена о том, как ушлый американец нежданно оказался в древней Британии, организовал там технический прогресс и целую агентурную сеть. Король Артур показан в романе слабым и недалёким правителем, не способным справиться с собственной женой, а Мерлин – мстительным стариком, неспособным к магии. Роман добрым никак не назовёшь, но иллюстрации Дэниела Бэрда великолепны. У меня отличное собрание сочинений Твена в одном томе. С удовольствием рекомендую эту книгу. Купить можно в «Лабиринте», а в электронном виде – на «Литрес» (правда, в другом издании).
Есть и другие произведения об Артуре – например, у Андрэ Нортон, Роджера Желязны и даже у Джона Стейнбека. Но я их пока не читала, так что не могу поделиться впечатлениями.
Книги нехудожественного плана уже не упоминаю. Хотя можно посоветовать ту же книгу Миранды Олдхаус-Грин «Кельтские мифы» (о ней немного рассказывала здесь) и «Пендрагона» Блейка и Ллойда. И, конечно, неплохо бы почитать сами мифы древних кельтов, чтобы разобраться в богах, героях и праздниках.
Задумывая эту статью, я хотела понять, почему же легенда об Артуре не устаревает. Почему её до сих пор пересказывают и интерпретируют - и вряд ли когда-нибудь закончат.
Думаю, потому, что, во-первых, это очень трогательная и трагическая история – о глубокой любви, которая невольно заставляет сопереживать. Во-вторых, потому, что благородства, рыцарства и совсем немного куртуазности нам не хватает в циничной современной жизни. И в-третьих, потому, что история Артура не закончена. Он не умер, и, вопреки количеству пролетевших столетий, в сердцах романтиков ещё живёт надежда, что Король былого и грядущего однажды вернётся и наведёт порядок.
Ваша Ариаднина нить.