На снимке командующие-победители Великой Отечественной войны. Маршал Голованов здесь хоть и с самого края, но сидит в первом ряду. Маршал в советское время был, можно сказать, самым неизвестный из военачальников такого звания. Среди причин забвения, возможно, было и то, что ещё при Сталине он попал в опалу, а в послесталинское время его из опалы не вывели, но даже её усугубили.
Другим военачальникам некоторую известность приносили их мемуары. Голованов тоже проделал немалый труд, создал свою книгу «Дальняя бомбардировочная…». Но в советское время её не допустили к изданию. Не потому что маршал коряво писал - и не давал цензорам править стилистику своих рукописей. Нет, советских цензоров не устраивало часть содержания, то, о чём писал Голованов.
Его воспоминания выделяются среди других мемуаров участников войны. Сразу видно, что писал не какой-то литагент, правивший всё под казённую гребёнку. Чувствуется живой человек со своим стилем, стремлением передать свои живые впечатления, рассказать о том, чему был свидетель, в чём участвовал. А рассказать Голованову было что. Для тех, кто интересуется мемуарами свидетелей и участников событий того времени, книга Голованова - это то, что называют "должно читать".
В книге Голованова по тематике можно выделить три части. Он пишет о своей жизни - коротко, сжато. Главная тема: Авиация дальнего действия - о её создании, укреплении и развитии, о боевой работе в войне. Уже этой темой его книга выделяется, ведь, в основном, по войне написаны мемуары командующих сухопутными войсками или фронтовой авиации. В книге же Голованова повествуется об особом воздушном фронте.
Рассказ Голованова о дальней авиации (она же тяжёлая, во многих операциях её самолёты не залетали далеко за линию фронта – а сбрасывали свой большой бомбовый груз сразу на фронтовые немецкие позиции) интересен. Хотя есть места, где хотелось бы проверить - так ли достоверны приводимые им данные о результатах работы Дальней авиации. Например, правда ли, что при бомбёжке Бреста в 1944 г было убито 3-4 000 немецких солдат?
Но главное, что отличает книгу Голованова от других мемуаров – это, так скажем, Сталинская тема. Голованов, как командующий особым родом авиации работал напрямую с Главнокомандующим. Он получал от лично Сталина указания и боевые задачи, отчитывался перед ним, участвовал в военных советах, проводимых под руководством Сталина. И, кроме того, Голованову доводилось видеть Сталина просто в повседневе, быть свидетелем разных сцен с участием Сталина.
Вот эта вот часть книги Голованова делала её особенно интересной и отличающейся от других. Он это понимал – и потому написал именно так и затем отстаивал написанное. И именно из-за этой самой интересной части книгу Голованова в советское время запретили издавать. О Сталине тогда ограничивались лишь краткими упоминаниями.
Голованов – из тех, кого называют «сталинские выдвиженцы». В начале 1941 г. он ещё был простым лётчиком (то есть, не простым - выдающимся, командиром авиакорабля). В феврале происходит его первая встреча со Сталиным, после которой Голованова назначили командиром особого авиаполка. После начала войны стал командиром особой авиадивизии, подчинённой непосредственно Ставке. И с февраля 1942 Голованов – командующий авиации дальнего действия (АДД).
Звание подполковника он получил в начале 1941, при переходе из гражданской авиации в военную. В том же году, после начала войны, он стал полковником, а затем генералом. В 1943 стал маршалом (тогда под его командованием было огромное хозяйство в 17 авиадивизий), и в 1944 главным маршалом авиации.
В своей книге Голованов даёт множество примеров работы Сталина как главы государства, как Верховного главнокомандующего в войне с Германией. Напомню, что все приводимые примеры он наблюдал сам. Из своих наблюдений Голованов заключает обобщающие выводы о стиле работы Сталина, о его роли в войне и победе.
И наряду с этим в его книге много рассказов, которые тоже можно назвать историческими, но своего рода. Эта часть книги относится к жанру «исторические анекдоты» – рассказы о том, что реально случилось, но впервые становится известным публике. Они и исторически значимы и просто интересны, поскольку живописуют такого общеизвестного деятеля, как Сталин.
Характерная вводная фраза от Голованова: «Мне, например, пришлось быть свидетелем такого случая». После чего он рассказывает разные истории. Например, как Сталин в великом гневе орал на Берию. Или разбирался в жалобе полковой командирши на приставания вышестоящего командира. Или пил с Черчиллем – так, что тот окосел в хлам, Сталин же сохранял полную ясность ума и владения телом.
Один из таких эпизодов: в начале 1942 Сталин выяснил, что на заводах стоят 700 боевых самолётов. Их произвели, но на фронт не забирают – и это в то время, когда фронт просто задыхался от нехватки самолётов. Сталин вызвал командующего авиацией Жигарева и главного по авиапромышленности Шахурина. Те выдвинули свои причины положения. Шахурин сказал - самолеты есть, но за ними не присылают летчиков, чтобы их забрать на фронт. Жигарев же заявил, что летчиков бы он прислал, но самолетов то нет. Тут же связались с авиазаводами – и выяснилось, что утверждения Жигарева ложны.
Как пишет Голованов: «Я взглянул на Сталина». Тот был поначалу ошеломлён, что Жигарев сообщает ему ложь, да ещё с уверенным видом, да ещё по такому важному делу. Затем в выражении Сталина появилось презрение, он сказал Жигареву: «Подлец! Вон!»
Впрочем, ничего страшного с Жигаревым не случилось. Да, его понизили, сняли с поста командующего ВВС. И перевели на Дальний восток – командовать авиацией там.
В 1948 Голованова сняли с поста командующего АДД – и на его место поставили как раз Жигарева. В 1949 Жигарёв снова стал командующим ВВС. Возможно, Голованов включил в книгу эпизоды с Жигаревым ещё и поэтому.
Маршал Голованов назначений, соответствующих своему званию, больше не получал. В 1953 его отправили в отставку (в возрасте 49 лет).