Найти в Дзене
Всё о мире Толкина

Исследование Подземных Эльфийских Городов

Оглавление

Изучение эльфийской архитектуры может иметь больше практической ценности, чем кажется на первый взгляд. С подъемом всеобщего интереса к зеленой архитектуре, а также в силу узаконенного следования концепции устойчивого развития и бережного использования природных ресурсов идеи использования подземного пространства и бережного вписывания в ландшафт приобретают всё возрастающую ценность.

Традиционная английская архитектура, окружавшая Толкина, как известно, тяготела скорее к «распластанности» по рельефу местности и к учету культурного слоя и исторических традиций. Неудивительно, что задуманные им условно-подземные города эльфов тяготеют именно к максимальному слиянию с природой, поскольку что может быть бережнее по отношению к природе, что лучше вписывается в окружающую среду и меньше портит ландшафт, чем вземленные сооружения?

Архитектура Менегрота

Автор - DonatoArts
Автор - DonatoArts

Первоисточник отдает дань красоте Менегрота и о возведении его говорит следующее:

«…задумал он тогда построить себе жилище, достойное короля, и достаточно прочное, чтобы укрыться в нем, если зло вновь пробудится в Средиземье. И послал он зов Энфенг, Длиннобородам из Белегоста, с коими был в дружбе, и просил у них совета и помощи»
(с) «Серые Анналы», перевод Юлии Понедельник.

О возведении и архитектуре сказано также следующее:

«…Наугрим долго и с радостью трудились для Тингола и возвели ему чертоги, вырыв их глубоко в земле, по обычаю своего народа. Там, где текла река Эсгалдуин, отделяя Нэлдорет от Рэгиона, возвышался посреди леса скалистый холм, и река бежала у его подножия. Здесь возвели они врата чертогов Тингола и построили каменный мост через поток, и лишь по нему можно было пройти к воротам. А за вратами широкие коридоры вели вниз в высокие залы и комнаты, что были вырезаны прямо в камне глубоко внизу, и такими обширными и многочисленными были они, что дворец назвали Менегрот, Тысяча Пещер»
(с) «Серые Анналы», перевод Юлии Понедельник.

В зарубежных статьях встречается мнение, что, построенный карлами, Менегрот имел мало общего с эльфийской архитектурой. Но замысел принадлежал Тинголу, и выстроен Менегрот был с учетов вкусов заказчика. Скорее всего, различия между архитектурой карлов и эльфов заключались исключительно в типологических и функциональных особенностях, которые отражались на экстерьере и интерьере. Причины различия архитектуры карлов и эльфов следующие:

  • Разная эргономика;
  • Разные предпочтения в выборе места;
  • Разные занятия (различная функция).

Кроме того, парадный дворец сам по себе здание уникальное, и, как всякое крупное сооружение, он нуждался в индивидуальном подходе. Описания, которые мы встречаем, указывают на главный зал, который поражал высотой и богатством убранства. Удивительное впечатление от дворца Тингола можно обосновать двумя способами. Во-первых, это эффект неожиданности, известный всем, например, по Смольному собору Растрелли, когда из низкого и темного пространства вы попадаете под захватывающе высокий свод, и контраст между почти подземельем и следующим за ним устремленным в небеса пространством поражает.

Потом, Дориат был скрыт завесой, поясом Мелиан, недоступный, невидимый и, следовательно, безопасный — но это магия, а на практике архитектуру делает невидимой именно подобное взаимопроникновение в природу, перетекание пространств. Возможно, именно потому и поражали внутренние своды чертогов Тингола, что снаружи присутствие эльфов заметно не было, и они отнеслись к окружающему ландшафту бережно.

Также для понимания архитектуры Менегрота важны культурная память и исторические традиции. Английская архитектура, к счастью, изучена хорошо, начиная с неолитических сооружений (известный всем Стоунхендж) и первых укреплений. «Полые холмы» — вот еще один характерный мотив, касающийся эльфов (еще до Толкина), и появляющийся у многих авторов.

Вспомним, к примеру, более традиционную в этом отношении С. Кларк, которая описывает эльфийское жилище как бруг, то есть холм с пространством внутри и единственным символически обозначенным входом. Опуская все с любовью выписанные ею особенности наподобие грязи, сырости и затхлого воздуха, она описывает тот же эффект: низкий вход, нора, в которую едва можно пролезть вначале, и обширные залы с бесконечным балом и танцами внутри. Большая часть таких эльфийских холмов, святилищ, являются в действительности памятниками древности, сооружениями, оставшимися со времён неолита, бронзового века, «культуры кубков», народности, жившей на территории современной Британии, или культуры более поздних периодов.

Бруг внешне похож на систему ля Мотт-Бейли - оборонительное укрепление, вземленное и окруженное рвом и валом, систему, сложившуюся после вторжения норманнов в Англию и характерную для древнейших оборонительных сооружений, например, замков Рестормел и Ланчестон.

План Менегрота, Атлас Карен Уинн Фонстад
План Менегрота, Атлас Карен Уинн Фонстад

Обратимся к карте Менегрота.

Говоря откровенно, тысячи пещер здесь не видно, так что становится ясно, что показаны лишь самые значимые и широкие. На карте видны очертания реки и холма. Для большей укрепленности холма одной реки, протекающей по касательной, мало, и почти наверняка образовался бы изгиб, излучина, огибающая холм. Мы видим небольшой холл при входе, узкий коридор и следующий за ним чертог Тингола, самое большое по площади и объему помещение, которое производило сильный эффект на тех, кто видел его впервые.

Верхний свет условно не показан, но очевидно, что он был, поскольку осветить чертог световым фонарем сверху вполне логично, как и использовать свет солнца для освещения инкрустированных серебром и самоцветами сводов. Этот свет мог иметь связь с мечтой Тингола и прочих эльфов о свете Древ Амана, мог быть его аналогией. Вспомним, например, купол главного флорентийского собора, Дуомо (собор Санта Мария дель Фиоре), сконструированного Брунеллески. Эффект парения достигается световым фонарем в самом верху и верхним светом.

На плане Менегрота дана масштабная линейка, исходя из которой, переведя футы в метры можно определить приблизительно размеры главного зала — 90 на 90 метров, или 8100 м. кв. Исходя из норм расчета универсальных залов, приведенных в п.5.23 СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения» можно вывести его вместимость: зал был рассчитан на 8000 — 10000 человек, - точнее, эльфов. Это не чрезмерный размер, и закрытые залы такого типа встречаются. Понятно, что современные композитные и металлические конструкции позволяют перекрыть и значительно большие пролеты, но, если говорить не о современной архитектуре, можно вспомнить, к примеру, Альберт Холл в Лондоне, который по вместимости так же представляет собой зал на 8000 мест. Там тоже проводились торжественные мероприятия, хотя подданные Тингола больше любили жить на открытых местах и наверняка могли использовать и склоны холма. Склоны его легко позволяли устроить внешний открытый амфитеатр. Вообще жилища на плане показаны условно (обозначено направление «к жилищам эльфов»), так что основной дворец использовался скорее, как укрепление и хранилище ценностей, постоянно там не жили, или же жили, но в мелких пещерах, выходящих на склон холма, которые имели более разветвленную и сложную структуру: об их устройстве можно только догадываться.

Менегрот, конечно, имел отличия от Альберт Холла: на его плане мы видим два ряда колонн, явно очень массивных, поддерживающих свод пещеры. В средней части как раз и могло располагаться отверстие, освещаемое верхним светом. Колонны могли перекрываться естественным сводом или, частично, балками. Есть и сходная вещь: главный зал Менегрота тоже мог иметь ярусы и галереи. Дворец тысячи пещер вообще сложно вообразить себе располагающимся в одном уровне, тем более, что сами склоны и объем холма располагают к сложной структуре. В верхних ярусах, имеющих связь с наружным периметром, могли находиться покои, в нижних – шахты, оружейни, хранилища.

Массивная колоннада наводит на мысль о древнеегипетских храмах, которые могут быть сходны с Менегротом еще и благодаря растительным мотивам (сходная с растениями ордерная система могла быть близка эльфам: у египтян тоже были колонны с завершением в виде раскрытых и открытых цветков лотоса, пальм и т.д.).

Но храмовый комплекс в Карнаке – сооружение плоскостное, хотя архитектура Древнего Египта знает пример и храмов в скале, которые тоже помогают понять принципы организации Менегрота. Ниже - Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, высеченный в скалах, тоже с масштабным входным портиком.

Его архитектура проста и лаконична; видно, как при помощи пандусов создается возможность передвигаться между ярусами: в Менегроте такую возможность могли давать склоны холма. На разрезе заметно, как учитывается положение лучей света на небосводе, что тоже могло использоваться зодчими Тингола.

Теперь насчет архитектуры. Судить о ней по словам «прекрасный» и «захватывающий дух» сложно, но имеющаяся традиционная иллюстрация показывает нам именно мост (делать его откидным, очевидно, особой потребности не было, хотя с учетом того, что вход постоянно открыт, было бы логично), символически обозначенный вход-арку, вообще столь характерную для толкиновских описаний — вспомним хотя бы вход в Мориа. Эта арка, как сказано, имеет символическое значение: обозначить вход, границы территории, дать понять, что, проходя ее, мы попадаем в особое пространство. За ней по плану следует небольшой холл, освещенный лишь светом из арки входа, и долгий переход к чертогам Тингола.

Имеющийся на иллюстрации выходящий на поверхность эркер под сводом, очевидно, чертоги Лутиэн, и, возведенные на консольном выступе из скалы, они защищены и потому имеют более изящную архитектуру. Она не обязательно будет готической, но общие черты понятны. Это устремленность ввысь, использование растительных мотивов, строгость и одновременно изящество ассоциируются с эльфами как нельзя лучше. Что касается стиля, то упомянутая уже готика дает нам сотни примеров того, как выглядят сводчатые купола изнутри. Здесь немаловажно и то, что пучки колонн похожи на стволы деревьев и кустов, своды — на небесную твердь, а высокие витражи помогают работе света, также заставляя их парить.

Иллюстрация Алана Ли
Иллюстрация Алана Ли

Здесь и в дальнейшем приемы неоготики, элементов модерна, растительных мотивов наиболее часто используются иллюстраторами и дизайнерами при реконструкции эльфийских чертогов.

Конечно, мы должны помнить при этом про другую черту архитектуры, отмечающую приведенные примеры норманнских крепостей XI–XII вв., а именно утилитарность. Это простые формы и максимальная функциональность (за исключением ритуальных сооружений).

С другой стороны, слияние с природой, стремление к которому характерно для современной архитектуры, указывает нам и множество других вариантов того, как могли выглядеть чертоги Элу Тингола, очевидно, неиспользованных дизайнерами фильмов и позднейшими иллюстраторами «Хоббита». Начиная с вземленных сооружений с эксплуатируемой или озелененной кровлей и заканчивая вертикальным озеленением и небоскребами, мы можем сказать, что современные эльфы вполне могли бы жить в подобных сооружениях. Архитектура могла следовать рельефу и в форме внутренних пространств, используя перетекающие пространства, как у Захи Хадид, или биологические формы, как у Сантьяго Калатравы или, как в известнейшем примере Саграда Фамилия, единство готики и модерна.

Конечно, когда мы говорим об эпохе существования Менегрота и Дориата, речь идет о временах Эпохи Древ, одного из ранних периодов толкиновской хронологии Арды и Средиземья, так что архитектура Менегрота явно была более простой, имела частично оборонительный характер и могла находиться в поиске, то есть, совмещать в себе черты, например, и готики, и романики.

Но мы утверждаем это с поправкой на эльфийский характер отношения к окружающей среде, то есть, сохранение природы. Сами по себе подземные сооружения идеальны для этого. Вместе с тем в Менегроте могли быть внутренние дворы, озелененные, освещающие вторым светом палаты эльфов, что выходили в них, или световые колодцы. Архитектура могла и обязана была использовать свет и способы его преломления, к примеру, с помощью зеркал, для освещения нижних, заглубленных под землю чертогов. Ниже примеры архитектуры, учитывающей озеленение фасадов и внутренних пространств:

Архитектура Нарготронда

Автор - Klaus Wittmann
Автор - Klaus Wittmann

Этот эльфийский город тоже строился с оборонительной целью и напрямую основывался на архитектуре Менегрота, на что указывает первоисточник:

«…сердце Инглора исполнилось изумлением от красоты и силы Менегрота, и у него возникло сильное желание построить такую же крепость. Потому открыл он свое сердце Тинголу, рассказав ему о своих снах; и Тингол поведал ему о пещерах под Высоким Фаротом на западном берегу Нарога, и когда он уходил, дал ему проводников, дабы они провели его в те места, которые мало кто знал. Так Инглор пришел в Пещеры Нарога и начал там строить глубокие залы и оружейные, подобные Менегроту».
(с) «Серые Анналы», перевод Юлии Понедельник.

Отличие состоит в том, что Нарготронд использовал уже готовые пещеры, которые позже были расширены и обустроены.

Обратимся к источнику. На рисунке Толкина мы видим три условных укрепленных входа, мостик и спуски к воде. Второй рисунок иллюстрирует то же самое в цвете, без моста (Менегрот в более раннее время), с тремя спусками, которые, возможно, играли и роль причалов. Входы расположены крайне близко к поверхности холма, что согласуется с той же мыслью: подземные чертоги должны были иметь много отдушин или вентканалов, фонарей верхнего освещения и выходов наверх. Переходы, второстепенные коридоры и наиболее удаленные и защищенные палаты могли не иметь освещения, но большие залы и жилые покои — наверняка были светлыми, выходя на поверхность холма.

План Нарготронда, Атлас Карен Уинн Фонстад
План Нарготронда, Атлас Карен Уинн Фонстад

Обратимся к плану. Рисовал его не архитектор, и в целом это скорее не план, а весьма условная схема с попыткой передать пропорции и объем отдельных помещений, так что о точной планировке и назначении помещений говорить не приходится. Подземный дворец короля Финрода тоже мог иметь более сложную и многоярусную структуру. Но мы ясно видим, что планировочная структура еще более разветвлена и сложна. Главный зал с колоннами показан довольно высоким, и он тоже наверняка освещался верхним светом, или же сам зал и соседние отдельные холлы имели выходы на склоны.

Сложно судить о назначении помещений, не видя плана, но всё же можно предположить, что и дворец Финрода Фелагунда не был жилым: ничего похожего на ячейковую структуру мы не видим, а значит, во дворце велись приемы, хранились ценности, и лишь малая часть парадных помещений была пригодна для жилья. Естественное освещение могло присутствовать в самых высоких залах или тех помещениях, что выходили на склон, и то, что было сказано об архитектуре дворца Тингола, может быть отнесено и к Нарготронду с поправкой на еще большую потребность в безопасности, защищенность и приспособленность к среде. Нарготронд был лучше защищен рекой, но сложная разветвленная система переходов наверняка затрудняла передвижения и ориентацию внутри него.

В первоисточнике об архитектуре Нарготронда сказано еще меньше, чем о Менегроте, но существовал он меньше по времени и не был надежно защищен завесой, в отличие от Дориата, так что тем сильнее должны были отразиться в его архитектуре утилитарность, функционализм и привязанность к постоянной обороне: связи со сторожевыми башнями, потребность постоянно наблюдать за главными вратами и охранять их, — все это наверняка сводило легкость, ажурность и красоту внешних сооружений к минимуму. Он был чуть лучше защищен естественным образом, так как холмы огибает река Нарог с притоком, но южная и западная стороны всё равно нуждались в защите и усилении. Вопрос вызывают связи с окружающей средой, но если во дворце жили постоянно Финрод с приближенными, а далее — Ородрет, то для них могли устроить и отдельные приватные выходы на поверхность, а также галереи и балконы в склонах холма, подобные тем, что мы видим в палатах Лутиэн в Менегроте.

Архитектура дворца Трандуиля

Врата Эльфийского Короля, рисунок Толкина
Врата Эльфийского Короля, рисунок Толкина

Что мы видим? Вземленное здание со сходом, нижний ярус – подземелья, верхний – деревья. Возможно, нижний был хранилищами, кладовыми, верхний – жилищами лесных эльфов, которые могли жить в кронах деревьев, отголоски чего мы видим даже в фильме (покои Трандуиля).

Архитектура простая и сдержанная (хочется отдать дань таланту Толкина как художника и графика) хотя к третьей эпохе за столь долгое время развития при сохранении преемственности она могла стать и более утонченной.

С другой стороны, архитектура в ландшафте может следовать двум принципам: строго противопоставляться ему или же ему следовать, повторяя его очертания. Выбранный здесь путь – это бережное отношение к ландшафту и сдержанно, но ярко обозначенный вход; вход у вземленных зданий вообще превращается в единственное важное и нуждающееся в выявлении место (помимо освещения верхних залов вторым светом).

Первоисточник подтверждает догадки о том, что дворец не был постоянным местом обитания большинства эльфов и использовался как место, где можно скрыться, укрепление: «…Возле его пещеры, перед огромными каменными воротами, протекала река, сбегавшая с гор в глубине леса и катившая свои воды к болотистым низменностям у подножия холмов, высившихся на опушке. Пещера была обширная и глубокая: из громадного главного зала открывались бесчисленные гроты, во все стороны разбегались галереи и переходы в другие залы, но коридоры уходили не так далеко под землю, как гоблинские туннели, и здесь было не так душно, не так опасно, и гораздо светлее. Вообще-то почти все подданные короля жили и охотились в окрестных лесах, дома и хижины строили под деревьями или на ветках, и больше других деревьев любили буки. Пещера же служила королевским дворцом, сокровищницей и крепостью на случай войны. <…>»

Слова «гораздо светлее» явно и недвусмысленно указывают на наличие естественного освещения. Близость пещер к поверхности земли, за исключением, опять же, кладовых и сокровищницы, говорит, что верхний и боковой свет в галереях могли присутствовать, не говоря о том, что часть палат и вовсе могли быть устроены выше поверхности земли, на деревьях.

Что мы можем сказать о следующем неотъемлемом элементе эльфийского дворца, о чертогах владыки? Они так же велики и имитируют природное окружение: «Эльфы-стражи пели, шагая по гулким извилистым коридорам, расходившимся в разные стороны. Коридоры были совсем не такие, как в гоблинских логовищах: здесь и дышалось легче, и сами ходы были покороче и не так глубоко под землей. В просторном зале с колоннами, вырубленными прямо из первозданного камня, на резном деревянном троне восседал Король Лесных Эльфов». Фильм повторяет это: в тронном зале мы видим готические колонны с кельтскими мотивами, а в личных покоях самого Трандуиля — колонны, похожие на стволы живых деревьев настолько сильно, что вопрос только один: почему они не цветут? Там еще светлее и, очевидно, лесной король предпочитал и сам жить постоянно в кронах гигантских деревьев. Эпизод с разговором между Трандуилем и Леголасом на балконе и захватывающий вид, открывающийся оттуда, это подтверждает.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В чем отличия между Нарготрондом, Менегротом и дворцом лесного короля? Гимли упоминает, что карлы помогали строить его. Возможно, эльфы самостоятельно приспосабливали существующие пещеры в холме или сооружали полуподземные переходы и галереи, имея достаточный опыт, если же им помогали карлы, дворец в техническом и функциональном плане уступал дворцам древности незначительно: несмотря на слова о «более диком и невежественном народе», Трандуиль оставался носителем культуры Дориата и мог помнить или хорошо представлять чертоги Тингола. Вопрос обороны оставался для него насущным, хотя и в меньшей степени, чем для Нарготронда, например, поскольку постоянных долгих и серьезных войн на своей территории он не вел, за исключением событий, описанных во «Властелине колец».

План Дворца Трандуиля, Атлас Карен Уинн Фонстад
План Дворца Трандуиля, Атлас Карен Уинн Фонстад

План, по своей сути, тоже скорее условная схема. Точность его планировки вызывает сомнения, особенно расхождения в местоположении камер: в тексте, как было упомянуто, Бильбо отыскивает их на разных концах разветвленных ходов, здесь же они сгруппированы в одном месте. Помещение могло не быть тюремной камерой вовсе, и пещера была приспособлена под временное содержание под замком уже после. Возможно, это были кладовые или другие пустующие комнаты, на что указывают поиски Бильбо и слова «Он разыскал все двенадцать каморок в разных концах дворца и вскоре выучил к ним дорогу».

Отдельно выделены высокий тронный зал и верхние палаты, места для пиров, хотя вновь канон указывает нам на то, что подданные лесного короля любили собираться в лесу под открытым небом; возможно, эти верхние палаты были открытыми или полуоткрытыми площадками и располагались вблизи подземных ходов, что согласуется с внезапными исчезновениями эльфов во время вторжения на их пиршество карлов. Лесной народ скрывался в подземной галерее, вход в которую был замаскирован или проходил в дупле ближайшего дерева, как в «Питере Пэне», карлы в растерянности оставались наедине с покинутым местом празднования.

По карте заметно, что большая часть ходов и палат располагается на южном и юго-восточном склоне холма, что способствует постоянному естественному освещению в утреннее и дневное время. Мы видим этот постоянно идущий издалека и рассеивающий мрак свет как в фильме, так и в описаниях самого Толкина. Видно, что в этот раз дворец в холме имеет вытянутую тяготеющую к линейной структуру: ходы вытянуты вдоль русла реки, часть притоков в виде подземных источников могла проходить и в самих пещерах на нижних ярусах.

Теперь о фильме и его визуализации. Без сомнения, создатели достаточно внимательно ознакомились с первоисточником и не стали делать дворец Трандуиля полностью подземным сооружением: во всех сценах мы видим верхний или смешанный свет. Однако визуализация страдает слабой связью с реальностью: на смену широким или хотя бы приспособленным для безопасного перехода галереям и ходам пришли впечатляющие, но нереалистично узкие мостики над бездной. Ширина мостиков слабо позволяет разойтись хотя бы двоим, а отсутствие ограждений противоречит здравому смыслу. Подчеркнутый руинированный вид, быть может, призван указывать на упадок, последние времена, что переживает народ эльфов, и Трандуиль как бы сидит на обломках великих царств прошлого.

Что касается стилевой преемственности, то дворец Трандуиля с появляющимися во внутренней отделке элементами модерна стилистически эклектичен. Планировка лишена всякого намека на симметрию и регулярность, и это еще один признак эклектики, результат заимствований или попыток максимально слиться с природой.

Аналоги в современной архитектуре:

В первом примере, как и в номере 4, мы видим сдержанно и просто обозначенный вход. Это точка локализуется в склоне холма, как правило вход не один и дублируется верхним светом. Пример 1 интересен мягкими очертаниями подземных залов, системой световых фонарей, учитывающих положение солнца на небосклоне в разные времена года, что могли сделать и эльфы.

Второй пример интересен густым лесом на кровле – скорее всего, он потому и остался проектом, поскольку в реальности у деревьев мощная корневая система, требующая растительной грунтовой прослойки толщиной не менее метра, к тому же крайне хорошо продуманного и мощного дренажа. Четвертый пример показывает, как здание прорезает холм. Оно решено в монументальных и минималистичных формах, но принцип понятен.

Однако эльфы, имея в распоряжении магию, способность растить более высокие и крепкие деревья в нужном месте, могли устраивать подземные залы удобнее, используя деревья в качестве естественных колонн и украшений, как, к примеру, в фильме. Залы располагались под холмом, откуда сток воды устроить проще. К тому же, они наверняка легче относились к относительной неблагоустроенности залов, хотя Толкин зовёт их высокими и хорошо отделанными, по крайней мере, значительно отличающимися в лучшую сторону от нор гоблинов, где хоббит и карлы были до дворца.

Автор статьи - Herr_Goth, ВесКон 2021. Оригинал статьи - здесь.

-20

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!