Найти тему
Валерий Грачиков

Анна Ярославна - королева Франции. Какой она была: Русской, Киевской или скандинавской

Интересно вот все-таки получается. Знаковый человек, сыгравший важную роль в становлении, так сказать, международных отношений – а о ней нет ни одной книги-монографии-биографии на русском языке. И на украинском тоже нет. Хотя соседи-братья-небратья в этом плане ударно исправляются – по крайней мере памятники ваяют и ведут отчаянный спор, как правильно надо называть королеву Франции – Анну Ярославну: Анной Русской или Анной Киевской.

В русских источниках о ней нет НИ ОДНОГО СЛОВА. Вообще. Впервые на русском языке о жене одного из первых Капетингов Анне Ярославне написал уже Татищев, который, скорее всего, использовал французские источники. Благо во Франции про «Ану Рьину» начали вспоминать примерно с XVI века. Потому что она была матерью первого на самом деле внятного французского короля Филиппа I, который представлял из себя что-то большее чем «первый среди равных», которому доверили носить корону.

-2

А ведь между прочим та самая подпись «АНА РЬИНА» на одной из грамот – ПЕРВЫЙ дошедший до нас автограф представителей династии Рюриковичей вообще. Слушал недавно передачу в подкасте «Родина слонов», в которой выступал уважаемый Дмитрий Хрусталев, автор прекраснейшей книги «Северные крестоносцы». Так вот он там упоминал, что сохранившиеся у нас подписи русских князей – это уже Мстислав Великий. А он – сын Владимира Мономаха, по сути намного позже.

-3

Да и если предположить, что Реймское Евангелие, точнее, те 16 страниц из него, которые написаны на кириллице, на самом деле имели отношение к Анне Ярославне (что вообще весьма спорный факт), то тогда получается, что и эта книга – самая старая русская книга в мире. Из всего, что сохранилось. Потому что Остромирово Евангелие написано в 1056-1057 годах, что случилось примерно в то же время, но все таки позже.

А как вообще Анну Ярославну занесло бог знает куда, на край света, в какое-то бедное королевство, из которого она потом по фантазии сатирика Задорнова, в пожилом возрасте ударившегося в русскую историю, писала слезливые письма: «Папа, забери меня отсюда» (на самом деле не писала, но в Интернетах все «специалисты» другого мнения :))?

Да все просто. Тут надо для начала вспомнить, что родилась Анна Ярославна, скорее всего в Новгороде. В Киев семья Ярослава Мудрого перебралась позднее, потому что неуютно было там в этой «матери городов русских». На самом деле основой русской государственности был Новгород и варяжская дружина. Ага, скандинавы.

Меня искренне поражает этот упорный спор, который ведется еще со времен Ломоносова, в котором сторонники «родной династии» с пеной у рта пытаются доказать, что не было никакого призвания -завоевания, что Рюриковичи свои, родные до боли. Почему-то ни англичан, ни французов, ни итальянцев с их Неаполитанским королевством и Сицилией, ни других эта тема особенно не беспокоит. Ну да, скандинавы имеют отношение к нашим лордам, королям и прочим герцогам. Ну и что из этого. И только у нас надо ломать копья и строчить толстенные труды на тему русскости Рюрика и его потомков.

-4

Впрочем, с Анной Ярославной то все вообще более чем понятно: она как минимум наполовину была скандинавкой, потому что мама у нее была Ингигердой Шведской. Не говоря уж о том, что папа – Ярослав Мудрый, был славянином, хорошо, если на четверть, если бабушка Малуша, мать Владимира Святославича, на самом деле была славянкой. Была ли славянкой Рогнеда – тоже большой вопрос, на который точного ответа нет.

И почему она оказалась так далеко – тоже объяснимо. Не так уж и далеко, если вспомнить, что по соседству, в Нормандии правила династия норманнских герцогов, выходцев из Скандинавии. И все эти Англии тоже находились в орбите всех этих скандинавских походов, войн, ссор, свадеб. В общем, все они были близкие, знакомые друг другу люди. Через 15 лет после того как Анна Ярославна вышла замуж у Стамфорд Бриджа судьбу Английского королевства, между прочим, решали зять Ярослава Мудрого и тесть Владимира Мономаха. Ага, Гарольд Гардрада и Гарольд Годвинссон. Гарольд Гардрада, кстати, Анне Ярославне не чужой человек был – его жена родная сестра Анны вообще-то. Вот такие семейные дела.

Так что Генрих I Капетинг, когда женился на дочери далекого скандинавско-славянского конунга, державшего контроль над самыми прибыльными тогдашними торговыми путями, знал, что делал. Во-первых, породнился, так сказать, с тем, кто имел вес среди всех этих суровых северных мореходов с топорами, ножами и мечами. А во-вторых, имел еще и родственные связи с САМИМ императоров ромеев. То есть какой-то мелкий король какого-то Иль-де-Франса породнился в некотором роде с императором ромеев. Это был вес.

Впрочем, все это неважно по сравнению с тем, что Анна Ярославна по сути спасла прямую ветвь династии Капетингов. Она была замужем за Генрихом 9 лет и родила ему трех детей. А ведь на момент свадьбы этому французскому королю было уже 43 года. Для того времени – совсем не юноша, а пожилой человек. Кстати, пока ее муж был жив, Анна Ярославна не очень-то упоминалась в документах. Во всяком случае в тех, которые дошли до нас. Зато потом она проявила себя в полной мере, пока помогала мальчику-королю, своему сыну удержать трон.

Кстати, если считать ее скандинавкой, то вполне объяснимым становится и то, что через год она вышла замуж за Рауля де Крепи. Тут надо вспомнить, что граф Рауль был самым сильным из вассалов короля Генриха и реально мог помочь мальчишке-королю, сыну своей жены удержаться на троне.

Мы мало знаем о женщинах той далекой поры. Тем интереснее то, что нам известно. Автографы, грамоты, клятвы, записи в хрониках. И живые люди, где-то там, в далекой стране, за морем, среди людей другого языка. Как Анна Ярославна, королева Франции – знак власти и силы ее отца, князя далекой страны Гардарики, контролировавшей путь «из варяг в греки».

----------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.