Найти в Дзене
МХАТ

ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА: ОТРЕЗАТЬ ЛИШКУ - ПРИШИТЬ СУТЬ

О костюмах Евгении Панфиловой к спектаклю Виктора Крамера «Лес» во МХАТ им. М. Горького
Евгения Панфилова, художник по костюмам спектакля Виктора Крамера "Лес". МХАТ им. М. Горького, 2021
Евгения Панфилова – автор молодой, но опыт у нее солидный – в театре и кино Евгения с 16 лет. Успела поучиться в Художественном училище 1905 года, Школе-студии МХАТ, Полиграфическом институте. Оформила более 80

О костюмах Евгении Панфиловой к спектаклю Виктора Крамера «Лес» во МХАТ им. М. Горького

Евгения Панфилова, художник по костюмам спектакля Виктора Крамера "Лес". МХАТ им. М. Горького, 2021
Евгения Панфилова, художник по костюмам спектакля Виктора Крамера "Лес". МХАТ им. М. Горького, 2021

Евгения Панфилова – автор молодой, но опыт у нее солидный – в театре и кино Евгения с 16 лет. Успела поучиться в Художественном училище 1905 года, Школе-студии МХАТ, Полиграфическом институте. Оформила более 80 спектаклей в столице, регионах, Прибалтике, была удостоена нескольких престижных премий («Чайка» в 2004 году, премия газеты «Московский комсомолец» в 2007, «Золотая Маска» в 2015).

Панфиловой оказалось по дороге с режиссерами-аттракционщиками, «стреллерами» земли русской. Ее стиль – театральный, аксессуарный постмодерн – это видно с самой первой ее самостоятельной работы («Заводного апельсина» Романа Виктюка, где на голове главного героя надеты невообразимые «очки» с торчащими проволоками – будто разорванной роговицей) и до недавнего спектакля Павла Сафонова «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» где играют Григорий Сиятвинда и Андрей Мерзликин исполнители ролей Счастливцева и Несчастливцева во мхатовском «Лесе», играют, кстати, с похожим, комическим рисунком.

Возможно, самое яркое в портфолио художницы - модернистские интерпретации классики. Интересно наблюдать, как неуловимая часть исторической реальности тонкой струйкой просачивается-таки на сцену, чтобы прорасти неожиданно точной и пышной деталью. Таковы были «Вий» Нины Чусовой, «Сны Родиона Романовича» Павла Сафонова. Таков и «Лес» Кирилла Серебренникова в МХТ, где действие перенесено в эпоху «брежневского застоя» (кто видел, вряд ли забудет котурны из пивных кружек).

Несчастливцев - Андрей Мерзликин
Несчастливцев - Андрей Мерзликин
Счастливцев - Григорий Сиятвинда
Счастливцев - Григорий Сиятвинда

Но в особенности таков мхатовский «Лес», спектакль про театр и про актеров, где уместен еще один, новый извод Серебряного века. Возможно, тут эстетическая манера Панфиловой, и задумка режиссера-сценографа Виктора Крамера счастливо совпадают. «Интересен и необычен Островский Виктора Крамера. Совершенно непохожий и сегодняшний. Чрезвычайно любопытно изобретаются тут образы, костюмы. В процессе читок, репетиций, так только в сказке бывает! Постепенно, от репетиции к репетиции актер превращается в персонажа. Слоями. Придумываниями», - ее слова.

Поднятые плечи Несчастливцева с торчащей из-за шиворота вешалки, рифмуются с горбатой горой опилок-рублей, подчеркивая актерскую линию и намекая на Голгофу. Белый мундир-пальто с громадным орденом и ботинки от коньков (которые кто-то «отбросил») легко переносят героя из XIX в XX век и… обратно, ведь коньки – дело старинное. Под стать Несчастливцеву – Гурмыжская, чей деловой бизнес-костюм, украшенный золотистой «монетной» россыпью, на высоких каблуках-копытцах, вдруг раскисает белой фатой (ее строчит на глазах у зрителя похожий беса слуга-Карп), а надменная физиономия усилиями Несчастливцева малюется в трагическую маску то-ли джокера, то ли Леди Макбет среднерусского уезда, готовой окончательно взорвать мир «увядших хризантем».

Гурмыжская - Татьяна Поппе, Несчастливцев - Андрей Мерзликин
Гурмыжская - Татьяна Поппе, Несчастливцев - Андрей Мерзликин
Карп - Александр Карпенко, Счастливцев - Григорий Сиятвинда
Карп - Александр Карпенко, Счастливцев - Григорий Сиятвинда

Логично для эстетики модерна, где костюм – органическая часть тела, когда замерзший и потерявшийся в мире Счастливцев закукливается в найденных в мусорном контейнере колготках, а отогревшись напяливает красный берет с пером, а угодливая и настырная Улита в юбке-колоколе напоминает одновременно и монашку-хромоножку, и самку Богомола. Простофиля Буланов закономерно расцветает бусами, будто рублевский нувориш, завсегдатай ГОА, а практичной Аксюше в простеньком платьице-бохо сподручно проявлять чудеса гуттаперчивости тела и ума.

Евгения Панфилова. Эскиз к спектаклю "Лес"
Евгения Панфилова. Эскиз к спектаклю "Лес"
Евгения Панфилова. Эскиз к спектаклю "Лес"
Евгения Панфилова. Эскиз к спектаклю "Лес"

Во мхатовском «Лесе» булгаковским духом пахнет. Свадьба Гурмыжской и Буланова напоминает пир на балу Сатаны…«Хризантемы», признанный хит Серебряного века, растаскивает по распевкам хор постапокалиптических то ли лягушек, то ли термитов – совсем как сотрудники городского зрелищного филиала песню «Славное море, священный Байкал» в знаменитом романе Булгакова. Их облачения, похожие на костюмы химзащиты и «чумазый» грим идеально подходят для того, чтобы слиться и с горой опилок, и с водой омута. Хаос Панфиловой не терпит беспорядка и очень целостен внутри – такова эстетика модерна.

Кстати, здешний зритель теперь имеет счастливую возможность получить двойной заряд современного модерна от «Мастера и Маргариты» Валерия Беляковича (она идет уже 12-й год и создавалась в девяностые) и крамеровского «Леса». И, оценив пути развития этого в высшей степени театрального направления, не только увидеть в купеческом быту пореформенной России зерна НЭПа и современных капиталистических реалий, но и в Островском узреть великого куражиста, мастера детали, всегда готового отрезать лишку, чтобы пришить суть.