Понятие «ас» появилось в годы 1-й мировой войны, и оно обозначало опытного летчика, сбившего в воздушных боях лично не менее 5 вражеских самолетов. Правда, для получения этого титула летчик и его командование должны были вести тщательный подсчет подтвержденных побед, чтобы определить точно, когда пилот-истребитель стал асом. А вот с этим в японской авиации были большие проблемы.
Вообще-то в 30-е годы у японцев, пропагандировавших самурайский дух, в соответствии с кодексом Бусидо считалось, что уничтожение врага является для настоящего самурая обычной рутинной работой, а подвигом может быть только героическую гибель в бою. Поэтому подсчет побед был вещью необязательной, в чем-то даже осуждаемой - «за мелочность», несвойственную истинному самураю. В результате официального подсчета побед летчиков в японской авиации не велось. Но с другой стороны, величие воина определяется массой поверженных им врагов. Поэтому многие летчики все же самостоятельно вели свой личный счет одержанных побед, который ввиду его неофициальности, не требовавшей подтверждения, мало соответствовал реальному положению дел. К тому же у японцев считалось, что слово самурая не подлежит сомнению; поэтому любая заявка летчика об одержанной им победе тут же принималась на веру его соратниками. А так как в воздушном бою обычно просто невозможно проследить за судьбой обстрелянной жертвы, желаемое очень часто принималось за действительное, что приводило буквально к астрономическим цифрам якобы сбитых японскими асами советских самолетов. В результате размер окончательного счета побед того или иного летчика зачастую напрямую зависел от степени его хвастливости…
Именно эти специфика отношения японцев к заявкам на победы стала причиной того, что сегодня очень трудно определить рейтинг их асов; причем не только в Номонганском конфликте, но и во всей 2-й мировой войне. Поэтому ниже приводится информация о некоторых из тех японских летчиков, что заявили о наибольшем количестве сбитых ими самолетов. Хотя это вовсе не означает, что они были действительно столь успешными…
ЯПОНСКИЕ АСЫ НОМОНГАНА
Лучшим асом «Номонганского конфликта» японцы считают Хиромичи Синохара, заявившего о 58 победах. За ним следует Кендзи Симада (27 побед), Томио Ханада (25), Сёго Саито (24), Бундзи Йосияма (более 20 побед), Сабуро Того (22) и Дзёдзо Ивахаси (20 побед). Еще 10 японских летчиков-истребителей заявили об уничтожении от 12 до 19 советских самолетов.
Фельдфебель Хиромичи Синохара (58 побед)
Самый результативный пилот японской армейской авиации Хиромичи Синохара (1913-1939) во время боёв на Халхин - Голе за 3 месяца заявил об уничтожении 58 самолётов противника. За эти успехи Синохара получил среди сослуживцев прозвище «Рихтгофена Востока»; впоследствии, в ходе 2-й мировой войны, ни один японский армейский лётчик-истребитель не заявил о превышении результата Синохара.
Сын крестьянина, Хиромичи Синохара в 1931 году в рядах 27-го кавалерийского полка охранял в Манчжурии японских переселенцев от китайских бандитов. В июне 1933 года Синохара поступил в лётную школу, которую закончил в январе 1934 года, и был определен в 11-й Сентай, дислоцированный в Харбине. В составе этой части Синохара и принял участие в «Номонганском инциденте». Уже 27 мая в своём первом бою Синохара сбил над Халхин - Голом сразу 4 И-16 (ПРИМЕЧАНИЕ: скорее всего, только решил, что сбил: весьма сомнительно, что огнем всего двух пулеметов винтовочного калибра ему удалось за несколько минут «завалить» сразу столько самолетов, пилоты которых прикрыты бронеспинками). А менее чем через 24 часа пилот сбил еще разведчик Р-5 и 5 истребителей И-15бис (о вероятности этих побед - смотри предыдущее примечание). Но самый выдающийся свой рекорд Хиромичи Синохара поставил 27 июня 1939 года. В тот день началось японское контрнаступление, и над наземными войсками завязались грандиозные воздушные бои, в которых участвовали с обеих сторон сотни самолетов. И Синохара заявил по окончании схваток о 11 воздушных победах! Такой счет за одни сутки больше никто из японских лётчиков не смог превысить (или не решился - по причине недостатка хвастливости).
Тем не менее, в боях доставалось и молодому японскому асу. Так, 25 июля Синохара едва не погиб: из-за пробоины в бензобаке пилоту пришлось совершить вынужденную посадку на монгольской территории. Но Синохару спас сержант Ивасаки, приземлившийся поблизости и подобравший аса. А 27 августа 1939 года удача окончательно отказала фельдфебелю Синохара. В тот день Хиромичи вылетел сопровождать бомбардировщики. На подходе к цели японцев перехватили советские истребители, и в завязавшемся бою Синохара был сбит. Однако сослуживцы Хиромичи утверждали, что перед своей гибелью Синохара якобы успел уничтожить 3 истребителя противника. «Приплюсовав» эти самолеты к заявленным ранее погибшим асом, японцы и получили боевой счёт Хиромичи Синохара в 58 побед. Посмертно фельдфебель Синохара по традиции японской армии получил повышение: был произведён в младшие лейтенанты.
Капитан Кендзи Симада (27 побед)
Вежливый и учтивый толстячок Кендзи Симада (1911-1939) считался одним из лучших асов японской армейской авиации. Симада окончил военное училище и поступил в лётную школу в июле 1933 года. В марте 1938 года он был произведён в капитаны и назначен на должность командира 1-го чутая 11-го Сентая. 24 мая 1939 года Симада привёл свою эскадрилью к китайско-монгольской границе, а через 3 дня он принял боевое крещение: патрулируя над Халхин-Голом во главе шестёрки истребителей, атаковал 9 советских И-16. В ходе боя Симада записал на свой счёт 3 самолёта, его подчиненные заявили еще о 6 победах.
За время боев над Халхин-Голом Симада показал себя талантливым командиром, умеющим организовать схватку так, чтобы удачно использовать всю мощь своей авиачасти. Благодаря руководству Симада 1-й Чутай действовал весьма успешно (его пилоты заявили более 180 воздушных побед), и занял первое место по результативности в японской армейской авиации. Среди пилотов этого Чутая находился и лучший (или самый хвастливый?) ас ВВС Японии - Хиромичи Синохара.
Кендзи Симада не дожил до окончания «Номонганского инцидента» буквально несколько часов. В последний день боев - 15 сентября 1939 года - капитан Симада принял участие в рейде японской авиации на Тамсак-Булак. В последний раз его видели ведущим бой против нескольких И-16; на базу Симада не вернулся. В соответствии с военными традициями Японии Кендзи Симада посмертно был повышен в чине - ему было присвоено звание майора.
Окончательный счёт Симада довольно «размыт». Большинство источников приводят цифру 27 побед, но некоторые утверждают, что ему удалось сбить более 40 самолётов…
Младший лейтенант Сёго Саито (24 победы)
Во время Номонганского инцидента Сёго Саито (1918-1944) получил среди японцев прозвище «Короля таранов». Саито стал летчиком-истребителем в ноябре 1938 года, по окончании авиашколы в Токорадзаве. Когда в мае 1939 года в монгольских степях начались боевые действия, Саито служил в рядах 24-го Сентая. Свою первую победу он одержал 24 мая в не совсем обычных обстоятельствах. Вылетев позже всех, Саито обнаружил в воздухе группу самолётов и решил, что это его товарищи. Когда же он приблизился, выяснилось, что перед ним советские истребители И-152. Отступать было поздно, и Саито принял неравный бой, из которого ему удалось вырваться живым.
Вновь Сёго Саито отличился 22 июня. Когда более 100 советских истребителей пересекли Халхин–Гол, японцы смогли противопоставить этой армаде только 18 Ki-27 из 24-го Сентая. В этом бою сержант Саито заявил об уничтожении 3-х самолётов противника, а когда 3 советских истребителя совершили вынужденную посадку, Саито прошёл над ними на бреющем полёте и поджёг стоящие на земле машины. Вновь оказавшись в самой гуще схватки, Саито обнаружил, что израсходовал все боеприпасы. И тут его взяли в клещи 6 И-16. Понимая, что у него нет шансов уцелеть, Саито таранил ближайшего к нему истребителя и срубил часть его хвостового оперения своим крылом. Противник рассыпал строй, а Саито, воспользовавшись замешательством, вырвался из клещей и ушёл от преследования.
21 июля Саито сбил 4 истребителя противника и ещё 1 вероятно. Кроме того, ему удалось спасти жизнь своему командиру, которому на хвост сел советский истребитель. Саито попытался таранить противника и тот, уходя от неожиданной атаки, оторвался от своей жертвы. Спустя 2 дня сержант Саито сбил 1 бомбардировщик, но подоспевшие истребители противника изрешетили японский самолёт, а сам Саито был ранен в ногу. Однако пилот нашёл в себе силы выйти из боя и вернуться на аэродром, где он был госпитализирован.
На момент заключения перемирия Саито заявлял о 24-х своих победах и считался самым результативным лётчиком 24-го Сентая. В начале 2-й Мировой войны часть Саито перебросили на Филиппины, затем на Новую Гвинею, где он сбил несколько американских самолётов, в числе которых были бомбардировщики В-24, однако точное число его побед там неизвестно. Саито погиб 2 июля 1944 года, сражаясь с американцами в качестве пехотинца.
Сержант Бундзи Йосияма (20 побед)
Сержант Бундзи Йосияма (1916-1939) тоже считается одним из лучших пилотов Номонганского вооружённого конфликта. Бундзи мечтал стать моряком, но когда его не приняли в Школу торгового флота, он поступил в летную школу. В 1934 году Йосияма стал летчиком-истребителем в 11-м Сентай, базировавшемся в Харбине (Манчжурия).
Первую свою победу Бундзи Йосияма одержал 28 мая 1939 года в схватке с группой советских истребителей майора Забалуева - Йосияма сбил один И-152. А 27 июня при ударе по советским аэродромам в Тамсак-Булаке Йосияма записал на свой счёт еще 4 советских истребителя (3 И-16 и 1 И-152). На обратном пути Йосияма приземлился в районе озера Буир-Нур и подобрал своего сбитого однополчанина - сержанта Эйсаку Судзуки.
25 июля Йосияма сбил ещё 3 истребителя противника и снова приземлился за линией фронта, чтобы подобрать Синтаро Кадзиму из 4-го Чутая. По мере того, как Йосияма заявлял о всё новых победах, его репутация в полку неуклонно росла; и вскоре его назначили ведомым самого командира 1-го Чутая, капитана Кендзи Симады. 20 августа Йосияме удалось серьёзно повредить ещё один советский истребитель; тот совершил вынужденную посадку, а Йосияма приземлился рядом и застрелил советского пилота. Затем он взял пистолет и наручные часы убитого им лётчика в качестве трофея, и вернулся на свой аэродром.
Сержант Бундзи Йосияма погиб 15 сентября 1939 года. В тот день истребители его части сопровождали бомбардировщики, летевшие бомбить советские аэродромы в районе озера Буир-Нур. С этого задания ас не вернулся; а на следующий день было объявлено перемирие… До своей гибели Иосияма совершил 90 боевых вылетов и сбил (по его заявкам) 20 самолётов.
Японская авиация Халхин-Гола
Советские истребители Халхин-Гола
Советские бомбардировщики и авиаразведчики Халхин-Гола
Воздушные бои над Халхин-Голом
"Сталинские соколы" Халхин-Гола
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…