Некрополь Даргавс является одним из наиболее известных историко-архитектурных памятников Северной Осетии. Находится он рядом с одноименным селом, в долине реки Мидаграбиндон. Это крупнейший на Кавказе склеповый могильник, состоящий почти из сотни объектов. Сейчас здесь организованный музей с платным входом, который носит жутковатое название "Город мёртвых" и находится под охраной ЮНЕСКО.
При движении со стороны Куртатинского ущелья некрополь становится видно уже от села Фазикау. Холм, усеянный склепами, ярко выделяется на фоне горы Чиджитыхох:
Единственным минусом Даргавса (по крайней мере, в дневное время и в хорошую погоду) является то, что это весьма популярное место: у входа стоят автобусы, а между склепов ходят толпы разноцветных туристов, нарушая мрачную атмосферу, которая должна быть присуща подобным местам.
Немного об истории селения. Даргавс был одним из главных центров формирования Тагаурского общества. Согласно преданиям, здесь жил "царевич Тага" (тот самый младший брат Курта), родоначальник многих семей, относившихся к высшему сословию Восточной Осетии. Есть несколько версий происхождение названия селения: либо от дуаргæс – "защитник ущелья", либо от даргъ – "длинный" + фæз – "поляна".
Возникновение некрополя в Даргавсской котловине датируется приблизительно XIV веком. Судя по большому количеству склепов, численность здешнего населения была значительной. У каждой семьи был свой фамильный склеп. К концу XVIII века, когда местные жители начали постепенно переселяться с гор на равнину, хоронить здесь практически перестали. Считается, что последние захоронения в Даргавсе относятся к середине XIX века, когда осетины окончательно перешли на погребение в гробах.
Интересно, что в раннем средневековье (VII-X вв.) аланы хоронили умерших в подземных каменных ящиках. Буквально на противоположном берегу Мидаграбиндона находится археологический памятник — Даргавсский катакомбный могильник площадью около 40 гектар. Переход от захоронения умерших в земле к захоронению в склепах, вероятно, был обусловлен отсутствием в горах грунта, пригодного для вырубания катакомб, и обилием строительного камня. Хотя не исключено влияние некого религиозного культа (зороастризма?), подразумевающего запрет на предание земле либо особое почитание мертвых.
Склепы делятся на две большие группы — полуподземные и наземные башенного типа. Полуподземные склепы (как на фото ниже) обычно имеют только один уровень, но более просторны (до 8 метров в длину), крыша у них плоская.
Склепы башенного типа (на следующем фото) имеют от двух до четырех ярусов, разделенных деревянными перекрытиями. У разных ярусов обычно имеются отдельные окна, расположенные на разной высоте и на разных стенах. Двускатные или четырёхскатные крыши склепов-башен выложены ступеньками из сланца, а верхушки зачастую увенчаны остроконечным камнем.
Умерших втаскивали в склеп через относительно небольшое квадратное отверстие. Тела размещали на дощатых настилах, в целом сохранившихся до наших дней, или прямо поверх ранее оставленных тел. После этого окно закрывали деревянным щитом или плитой, чтобы не допустить проникновения внутрь влаги и животных (сейчас от затворов ничего не осталось). Остается загадкой устройство и предназначение внутреннего засова на дверцах склепов, отверстие для отпирания которого видно справа от окна-лаза на фото ниже:
За счет ярусности склепов и многослойности захоронений в одном склепе могло быть захоронено свыше сотни тел. Таким образом, общая численность захоронений некрополя оценивается в десять тысяч человек.
Во многих склепах останки лежат в выдолбленных из дерева колодах, иногда сделанных прямо по фигуре, которые по виду напоминают лодку или ладью. Считается, что это более поздний обычай, распространенный в то время также у ингушей и сванов. Он может быть связан как с традицией хоронить мертвецов на деревьях (фиксировался на Западном Кавказе), так и с погребальным обрядом в лодке, встречавшимся у разных народов, в том числе у древних славян.
В ходе исследований Даргавсского некрополя в 1960-х годах археологи обнаружили в склепах огромное количество предметов, которые оставляли вместе с покойниками: одежду и обувь, керамическую, стеклянную и деревянную посуду, различные металлические изделия. Сухость склепов способствовала хорошей сохранности найденных артефактов. Однако из-за легкой доступности захоронений они не раз подвергались разграблению и просто вандализму, в том числе от недобросовестных туристов, ворующих кости и черепа "на сувениры".
Надо сказать, что, хотя изначально склепы и создавались исключительно как место погребения умерших, в конце их истории у них было и иное, еще более жуткое предназначение. На рубеже XVIII и XIX веков на Кавказе бушевала эпидемия чумы, а население Осетии сократилось с 200 до 16 тысяч. Тогда склепы стали использовать как место для карантина. Чтобы не заразить своих соседей, заболевшие добровольно уходили в заранее построенные фамильные усыпальницы, иногда целыми семьями. Оставшиеся в селении близкие приносили им туда запасы еды и воды. Но большинство так и умирало в склепах…
По словам нашего гида, вот эти каменные полости использовались как ванночки, в которых больные чумой могли охладить свою кожу, которая горела от язв. Впрочем, в других источниках подтверждения данной версии я не нашел.
Чуть выше некрополя, на склоне горы Раминыраг стоит башня (масыг) Аликовых. Если верить викимапии, башня изначально была "общественной", но после фамилии Аликовых поручили за ней присматривать.
Башня имела сторожевое и боевое предназначение и контролировала подступы к Даргавсу со стороны Геналдонского (Кармадонского) ущелья.
Еще буквально год назад на нее можно было подняться, но теперь деревянная лестница убрана:
Впрочем, и без нее от некрополя открывается красивый вид на север, в сторону Гизельдонского ущелья:
И еще несколько общих планов Даргавса:
Буквально в паре километров к северу от Даргавса находится малоизвестное заброшенное селение Хуссар Хинцаг. На фото ниже - его общий вид на фоне отрогов горы Тбаухох; в центре - остатки стен, слева - небольшой местный некрополь, справа на скале - руины нескольких башен. Здесь нет туристов, и даже наш гид был здесь впервые.
Хуссар на осетинском значит "южный" (на другом берегу реки было и "северное" селение), а хынцæг – "хлебосольный". По легенде, жители Даргавса разрешили поселиться здесь будущим хуссархинцажанам только при условии того, что они будут радушно встречать всех путников, следующих из Кобанского ущелья и обратно. Но, наверное, только не врагов...
Селение играло важную стратегическую роль в защите Даргавского ущелья от разбойников. Четыре боевые башни разной степени сохранности, сложенные из грубо тесанного камня на известковом растворе, расположены на краях скалистых уступов, возвышающихся на 50-60 м над северной окраиной селения.
У одной из башен начиналась стена протяжённостью более 16 метров, сохранились руины жилых и оборонительных построек. На другом уступе сохранились остатки комплекса оборонительных и жилых строений и мощной заградительной стены.
К южной окраине селения примыкает могильник, состоящий из девяти склепов, некоторые из которых достаточно своеобразны.
Особенный интерес представляет надземный, казалось бы, склеп, буквально прилепленный к скале под другим склепом:
Есть здесь и классический полуподземный склеп:
А вот эта усыпальница обычна по форме, но покрыта приличным слоем штукатурки, также обращает на себя внимание большое количество вентиляционных отверстий:
Еще один склеп по каким-то причинам лишился крыши:
Самый высокий из группы склепов имеет квадратное сечение и конусообразную, при этом гладкую крышу:
От некрополя открывается красивый вид на гору Чиджитыхох:
И на Гизельдонское водохранилище: