Одна из моих любимых шуток последнее время такая: сыну метеоролога от 20 до 30 лет, ощущается как 25. Местами дочь.
Шутки шутками, но когда большинство людей пишут свои планы, они пишут не планы, а прогнозы. Мы пытаемся оценить, насколько вероятно, что завтра мы будем есть авокадо, зарабатывать деньги или слушать лекции по истории искусств. А на деле авокадо снова в мусорке (он переспел и умер), новых источников дохода так и нет, да и знаний о живописи Возрождения — тоже.
Почему так происходит? Причина в том, что мы крайне плохо прогнозируем собственное поведение.
Мэтью Либерман (Matthew Lieberman), профессор психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles) изучал мозговую активность людей, которые видели на улицах города объявления о важности использования солнцезащитного крема.
Затем респондентов просили ответить, насколько высока вероятность того, что они начнут пользоваться таким кремом (для наглядности исследователи даже выдали испытуемым образцы такого крема!).
В этот момент нейробиологи зафиксировали активность мозга реципиентов и данные ими ответы. Через неделю пришло время для контрольных измерений. Поведение ТОЛЬКО ПОЛОВИНЫ испытуемых совпало с тем, что они говорили ранее.
Важность — в наличии. Информированность — тоже. Даже кремушек выдали. А дело всё в том, что прогнозы, в отличие от планов, не особо срабатывают.
Вечером напишу пост про то, чем планы отличаются от прогнозов. А в комментариях пока можно написать свои версии.
_ _ _ _ _
Matthew D. Lieberman et al. (2010). Predicting Persuasion-Induced Behavior Change from the Brain. Journal of Neuroscience, 30 (25), 8421-8424.
Почему наши прогнозы не работают?
25 апреля 202125 апр 2021
7
1 мин