Найти тему
Новый драматический театр

Скромность. Достоинство. Незаменимость (о творчестве художника Маргариты Демьяновой)

В чём главный секрет мастерства театрального художника? Врождённое чувство меры и стиля, умение подчинить собственное «я» (свою индивидуальность, личный взгляд на мир и сцену, фантазию и творческую мысль) законам пьесы и режиссёрскому замыслу; знания и профессиональные навыки (от материаловедения до технической документации); привычка смотреть и видеть (не только интересоваться новейшими тенденциями в сценографии, но просто — смотреть вокруг внимательно и пытливо, как смотрят дети, а потом размышлять, рисовать эскизы, создавать образы, созвучные времени и отражающие его ритмы); непрерывный труд в любых, самых жёстких финансовых условиях?..

Мы спросили бы об этом Маргариту Викторовну, но она категорически отказывается от публичных выступлений, и никогда не даёт интервью. И это тоже о многом говорит: слово — инструмент других профессий, художник высказывается иначе. Смотрите — всё же на сцене, прямо перед вами. А рассуждать на публику, говорить — «некрасиво, не это подымает ввысь…»

Маргарита Викторовна Демьянова, главный художник МНДТ
Маргарита Викторовна Демьянова, главный художник МНДТ

Миры Маргариты Демьяновой очищены от ударных эффектов, штурмующих зрительский взгляд. Это вовсе не означает, что они лишены ярких и смелых решений, цветовых и световых акцентов, выразительных метафор… нет, тут другое: безупречный вкус и равнодушие к эпатажности формы. Её способность «играть короля» (в данном случае — режиссёра Вячеслава Васильевича Долгачёва) восхитительна: кажется порой, что они чувствуют и понимают друг друга буквально на расстоянии, неосознаваемо для себя… Мы, разумеется, не знаем доподлинно, как идёт их совместная работа, но складывается впечатление — будто эти два мастера мыслят синхронно, и обсуждения уже не особенно нужны…

"Тойбеле и её демон"
"Тойбеле и её демон"

Талант не избавляет от постоянной работы, но какой она приносит результат!.. Лёгкость, естественность, иллюзию единственно возможного сценического воплощения каждой новой пьесы или инсценировки. Он — режиссёр внятных глубоких смыслов и спокойных интонаций, без криков и «страстей в клочья»; она — творчески визуализирует его замыслы, не становясь при этом безликим исполнителем, а включаясь в активное со-авторство. А это тоже искусство, и ещё какое — быть со-автором…

"Что угодно, или 12 ночь"
"Что угодно, или 12 ночь"

Не хочется называть её работы «оформлением» спектакля, хотя и в этом смысле всё в полном порядке — сцена всегда «одета» Маргаритой Демьяновой аккуратно и красиво. Но эта сценография, как и должно быть в хорошем театре, и выражает идею режиссёра, и одновременно помогает актёру, бережно и ненавязчиво подсказывает мизансцены, а зрителя погружает в разные времена и пространства — тоже незаметно, без шума и треска… Вроде и бытовая на первый взгляд среда: деревянная мебель, связки чеснока, посуда… а над всем этим — словно другое небо, отчерченное мистической горизонталью, колодец справа — символ жажды любви («Тойбеле и её демон»). Воссозданная до мелочей обстановка профессорской квартиры («С вечера до полудня») вводит в соблазн восхититься достоверностью и тщательностью предметной оболочки, но — силуэт сталинской высотки даёт совсем иной ракурс, переводит как бы в другое измерение… Изысканность чёрно-белых параметров «Чуда святого Антония», вежливо отсылающих к вахтанговской легенде, и снег — сколько раз мы видели падающий театральный снег, и сколько раз он был простым «украшательством» (потому что работает приём безотказно), а здесь — именно чудо, именно волшебство… «Что угодно, или 12 ночь» стилизована под шекспировские визуальные мотивы, и вместе с тем пронизана чувством театральной игры, пропитана ею, как целебным раствором. Здесь чувствуется, что художник трудится в театре не год и не два, а всю жизнь… Конструктивность, постановочная выверенность — и при этом необычайная эмоциональная заразительность.

"С вечера до полудня"
"С вечера до полудня"

Искусство М. Демьяновой пластично, в нём нет каких-то застывших форм, благодаря которым возникает моментальная узнаваемость (к примеру, свисающие палочки и трубы или «компьютерные» раздвижные рамки — визитные карточки от мэтров сценографии), но есть почерк, есть атмосфера, есть некая единая волна вдохновения…

"ЧЕХОВ.ПРОЕКТ"
"ЧЕХОВ.ПРОЕКТ"

Отдельного упоминания заслуживает «ЧЕХОВ.ПРОЕКТ» — театральная тетралогия, где Маргарите Демьяновой предстояло решить сложнейшую задачу. Помимо того, что Чехов — это само по себе большая ответственность, требовалось вывести спектакли в философское поле, убедительно обосновав со своей стороны неожиданную концепцию «горизонтального» прочтения четырёх шедевров. Удалось блестяще. И не последнюю роль сыграл многообразный, живописный, мастерски поставленный свет — и потусторонний, и лазурный, и тревожный… то создающий объёмную светотень на фигурах актёров, то превращающий их в бесплотные призрачные видения. Минимализм (чёрные прямоугольники кулис, свободное пространство по центру, абрис рояля в глубине) компенсировался изысканностью деталей: цветами, яркой зеленью яблок, изгибом кресла… что-то о красоте, чудом уцелевшей в толще театрального времени. Обрываются полотнища задника, как листки календаря — не вернуть…

"Чужие подъезды"
"Чужие подъезды"

Недавняя премьера «Чужие подъезды» — ещё одно подтверждение пластичности и чуткости художника. На сцене — многоэтажки, подозрительно напоминающие дома на Ярославском шоссе; и в виде вытянутых фурок на колёсиках, которые можно открывать, и фоном — сплошная стена, декорированная окнами и балконами. Простая и страшная мысль — каждый из нас, не нашедших себя, бьётся в однокомнатном своём «гробу» — показана наглядно, персонажи внутри «домиков». А где-то далеко от нас, на третьем даже, а не втором плане — музыканты, переливающиеся манящим светом оркестрик, инструменты — мечта о спасительном творчестве…

Решения Маргариты Демьяновой настолько вплавлены в режиссёрскую задачу, и так соотнесены с характером драматургического материала и особенностями конкретного здания Нового театра, что кажутся, повторим, само собой разумеющимися. Но попробуйте их «вычесть», убрать хотя бы умозрительно. На вопрос, состоится ли спектакль, без труда ответите сами.