Найти тему

ЛАЗ-360: когда огромный прогресс себя не оправдал

Всем привет!

Львовский автозавод (ЛАЗ) был одним из крупнейших производителей автобусов в СССР. Его продукция запомнилась нескольким поколениям наших соотечественников, но мало кто знает, что на этом заводе пытались производить даже низкопольные автобусы ЛАЗ-360, о которых я сегодня и расскажу.

Источник фото: nashi-avto.ru
Источник фото: nashi-avto.ru

Разработка нашего героя началась еще в конце 60х гг. Примечательно то, что проходила она в Головном Союзном конструкторском бюро (ГСКБ) во Львове, никак не связанном с заводом ЛАЗ.

Экспериментальная модель, носившая индекс ЛАЗ-360ЭМ, появилась в 1970 г. Её внешний вид даже сегодня вызывает удивление: 4 оси, окна необычной формы и широкие двустворчатые двери, открывавшиеся наружу, а не внутрь, как у большинства даже современных автобусов.

Но главным достоинством машины был пол салона: он возвышался над дорогой всего на 360 мм. Кстати, отсюда и индекс этого автобуса.

А вот с двигателем конструкторы сильно заморачиваться не стали: справа от водителя располагался тот же мотор, что стоял на серийном автобусе ЛиАЗ-677, объемом 7 л и мощностью 180 л.с. Правда, в паре с ним работал генератор, питавший двоих располагавшихся сзади электромоторов.

Источник фото: m.fotostrana.ru
Источник фото: m.fotostrana.ru

Автобус с восемью колесами при испытаниях вызвал большой ажиотаж. Однако тогда же выяснилось, что 4 оси были излишними, и тогда львовские машиностроители пересмотрели конструкцию и выпустили машину с более простым индексом ЛАЗ-360:

ЛАЗ-360. Источник фото: wroom.ru
ЛАЗ-360. Источник фото: wroom.ru

Из внешних изменений заметны лишь две оси вместо четырех. Зато внутри модернизированная машина получила передние ведущие колеса, чего нет даже у современных автобусов.

Но испытания показали, что передний привод для советских условий не подходит: если пассажиры набивались в салон автобуса битком, силы тяги машине не хватало, и тогда автобус мог легко забуксовать, особенно на скользкой дороге.

Тем не менее, ЛАЗ-360 прошел испытания, но в серию его запустить не удалось. И дело, скорее всего, не в том что партия посчитала нашего героя ненужным, а в том что его производство было бы слишком накладным: от серийных ЛАЗ-695/699 в нем вообще ничего не осталось. У автобуса было очень много технических новшеств, которых львовские заводчане вынуждены были бы долго изучать.

ЛАЗ-360 выглядел гостем из будущего, но такой технический скачок оказался неоправданным. Технологии производства низкопольных автобусов начали распространяться только 20 лет спустя, а в нашей стране такие машины и вовсе появились только в 21 веке, с началом поставки в российские города минских автобусов:

-4

Все же прогрессивный львовский автобус оставил след в истории отечественного машиностроения и стал символом смелости и предприимчивости советского народа.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!