«История Китайской Цивилизации» - четырехтомник, написанный учеными Пекинского Университета. Этот всеобъемлющий труд включает в себя огромный период времени от неолита до конца правления империи Цин, более 5000 лет, и является самым современным фундаментальным трудом по истории Китая. На русском языке он впервые был издан в 2021 году одним из дочерних подразделений издательства «Наука» под эгидой Института восточных рукописей РАН.
Очевидно, что книга заслуживает к себе самого серьезного внимания, хотя бы потому, что позволяет нам увидеть Китай в глубочайшей исторической перспективе, и под таким углом зрения, под которым смотрят на него сами китайцы. Поэтому никому, наверное, не покажется случайным, что книга начинается с краткого экскурса, знакомящего читателя с ключевыми представлениями китайской философии. Речь идет о непрерывном самосовершенствовании, в котором видится смысл жизни человека. О поиске единства в обществе через гармонию, так как внутренне богатые, развитые личности ценны для общества прежде всего именно необычностью своего взгляда на мир. В то время как единство через подчинение, возможно только для духовно неразвитых личностей, которым свойственна единообразная узость мышления и страсть к наживе. Из этого следует знаменитый китайский коллективизм, понятно, что гармония внутренне развитых личностей совершеннее, а стало быть, и ценнее, чем каждая из них в отдельности, поэтому коллектив ценнее индивида.
Далее, дается представление о народе, свойственное китайской философии. В отличии от модной среди нынешних либералов концепции, что народ это быдло, древние китайские мудрецы утверждают, что народ это сердце Неба. «Когда народ спокоен, или радуется, сердце Неба спокойно, или радуется. Когда народу грустно, или тревожно, сердце Неба тоже находится в тревоге и грусти.»
Далее, следует так же упомянуть о желательности поиска срединного пути во всем, о необходимости избегать крайностей в любых решениях.
Затем, начинается изложение собственно китайской истории. Начинается оно с древнейшего доисторического периода. С предков современного человека: человека прямоходящего и синантропа. В отличии от европейских ученых, китайские ученые являются сторонниками теории полиэтногенеза, то есть считают, что человечество имеет не единую прародину в Африке, а несколько различных прародин. Китайские исследователи считают, что еще на уровне предков современного человека как вида, а именно, на стадии человека прямоходящего, останки которого были найдены на территории Китая, можно обнаружить черты, свойственные монголоидам. Таким образом, по их мнению, получается, что Африка является прародиной европеоидов и негроидов, а монголоиды зародились отдельно на территории современного Китая. Такой взгляд подчеркивает отдельность в самовосприятии китайца от всех остальных народов, которые этнически не являются монголоидами. Что делает бесперспективными любые попытки насаждать среди китайцев свою идеологию под девизом об общечеловеческих ценностях. Какие ценности могут быть априори общечеловеческими, если никакой общности человечества нет? Возможно, может показаться, что такой подход к этногенезу оставляет китайцев уязвимыми для расизма. Это было бы так, если бы расизм в корне не противоречил вышеперечисленным установкам китайской философии. Поэтому из концепции полиэтногенеза китайские ученые делают вывод не о превосходстве какой бы то ни было расы, и не о необходимости унифицировать ценности всего человечества в точном соответствии с какими-то одними наиболее правильными, а стремление выстроить гармонию между принципиально различными народами, населяющими нашу планету, с обязательным сохранением их индивидуальности, сочетание которых и даст новый общий облик всему человечеству.
Далее, следует обзор территории, на которой возник Китай. Отмечается, что так как его территория, равнинная со стороны моря, постепенно повышается и наконец переходит в горы и пустынные плато, то Китай оказывается как бы развернутым лицом к морю и стоящим спиною к остальной Евразии. Что приводило к достаточно изолированному развитию населяющие его народы.
Вторым существенным отличием Китая от крупнейших цивилизаций древности (Индийской, Месопотамской и Египетской) было то, что междуречье Янцзы и Хуанхэ это огромный географический район, так как образующие его реки, собственно, не просто реки, а развитые и протяженные речные системы. Таким образом, древнекитайская цивилизация была единственной не зажатой на узком пространстве, в чем китайские ученые видят причину ее живучести, позволившей ей просуществовать до настоящего времени, в то время как все остальные цивилизации ее ровесники прекратили свое существование еще в глубокой древности.
Далее, книга переходит к изложению древнейшей китайской истории, но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.