Ключевым, самым ценным элементом любого летательного аппарата является его бортовой комплекс, который обеспечивает управление машиной. В основе беспилотных воздушных судов вертолётного типа SmartHELI лежит многофункциональная бортовая система управления полётом (МБСУП) - именно благодаря этому элементу вертолеты способны выполнять полет. Технический директор «АВС» Иван Ахрамеев рассказывает о том, из чего состоит МБСУП и какие задачи он выполняет.
Верно, что система управления полетом — это «мозги» БАС, ключевой элемент корабля? Пилот здесь вообще не нужен? А технический персонал?
Ну конечно это мозги, в которых реализуются все алгоритмы автоматического управления БВС и управления всеми системами, а также полезными нагрузками. Пилот нужен, потому что на земле все равно есть внешний пилот, который программирует маршрут, запускает двигатель, вводит команду «взлет» для выполнения полета. Технический персонал нужен для выполнения технического обслуживания, предварительной подготовки, предполетной подготовки. Предварительная подготовка включает проверку работоспособности, а предполетная - программирование маршрута согласно заданию на полет. Техперсонал проверяет работоспособность, разрешает выпуск судна в воздух и послеполетную проверку - устранение замечаний по результатам полета. Для того чтобы снизить эксплуатационные расходы, мы стараемся сделать БВС самодостаточными - минимизировать количество персонала, а для этого мы в мозги БАС пытаемся внедрить максимальное количество функций по самоконтролю и самодиагностике. Техник нужен для проверки систем, заправки топливом, зарядки аккумуляторных батарей. Мы планируем при эксплуатации в будущем снизить количество техников до одного. Один внешний пилот, один оператор полезной нагрузки и один техник - минимальный состав персонала БАС для коммерческой эксплуатации.
Опишите простыми словами (понятно, что механизм крайне сложный), из каких элементов состоит многофункциональная бортовая система управления полётом (МБСУП)?
Основа МБСУП — это пилотажный вычислитель, который выполняет роль автопилота и коммуникационный вычислитель, который отвечает за взаимодействие с другими системами БВС. Также в МБСУП входит устройство, которое отвечает за сопряжение с полезной нагрузкой. Для карбюраторного двигателя мы используем контроллер двигателя. Для варианта исполнения с инжекторным двигателем будем разрабатывать устройство сопряжения с блоком управления ДВС , эта работа ведется.
Есть ли необходимость в обслуживании МБСУП?
МБСУП не требует обслуживания как такового. Приборы изготовлены с учетом требований надежности и отказобезопасности, поэтому в них что-то обслуживать не требуется. С другой стороны, в рамках «тяжелых» форм ТО необходимо проверять исправность некоторых цепей. У нас практически все цепи, которые есть в составе МБСУП охвачены встроенным контролем, за исключением цепей вкл/выкл светотехнической сигнализации — БАНО (бортовые аэронавигационные огни). Их необходимо проверять визуально. Стоит сказать, что есть еще кабельная сеть, не входящая в МБСУП и она полноценно не охвачена встроенным контролем. Есть цепи, которые могут выйти из строя и это будет незаметно. Есть необходимость прозванивать цепи кабельной цепи, чтобы гарантировать, что БРЭО полностью исправно. Других работ с МБСУП проводить не требуется.
Технические характеристики МБСУП SmartHELI собраны для вас в специальной брошюре. Её можно скачать по этой ссылке.