«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», - Л.Н.Толстой, «Анна Каренина». Но, бывает и так, что и несчастные семьи находят варианты жить долго, творчески, и сравнительно счастливо. В Японии это возможно только в случае, если иностранную жену поддерживает японская семья мужа. Так случилось с русской скрипачкой Анной Дмитриевной Бубновой. Семья ее мужа не только поддерживала ее и ее родственников при жизни, но и продолжает свято чтить и преумножать память о ней даже сегодня. Весь мир знает японскую племянницу Анны Дмитриевны - Йоко Оно. Анна Дмитриевна активно участвовала в ее воспитании. И в 2007 году Йоко приезжала в Россию специально для того, чтобы посетить места, где жила ее любимая русская тётушка Анна.
Студент факультета естественных наук будущий зоолог Сюн’ити Оно приехал в 1914 году учится в Петербургский университет и учить русский язык. Он был старшим сыном президента японского промышленного банка. В связи с резко возросшим с началом Первой мировой войны количеством торговых операцией между Россией и Японией, возникла срочная необходимость в учреждении русско-японского банка. С этой целью Оно-младший и был отправлен в Петербург.
1914 год принёс невзгоды и лишения семье «чеховских» трёх сестёр Бубновых. В мае умер в Риге жених художницы Варвары, в июле в имении Берново отец Дмитрий Капитонович, потом началась война. Мать Анна Николаевна стала вдовой. Девушкам надо было срочно самим зарабатывать на жизнь. Две девушки- Мария и Анна закончили консерваторию и стали профессиональными музыкантами. Мария играла на ф-но, Анна - на скрипке. Выпускница Академии Художеств средняя дочь - Варвара пыталась заработать на жизнь своими картинами и организацией выставок. Анна, которая училась у самого Ауэра, играла очень хорошо - и вроде как на одном из благотворительных концертов ее и увидел японский студент Сюн’ити. А может быть, они познакомились из-за того, что Анна на курсах стала учить японский. Знакомство с милым, улыбающимся и богатым японцем стало лучом света в тяжёлой жизни семьи, которая вынуждена была переехать в небольшую скромную квартирку в доме номер 46 на Пятой линии Васильевского Острова.
Сюн’ити был рад приходить в гостеприимную квартиру Бубновых и пить чай. Так и влюбился в Анну. Его семья была против женитьбы на русской. Но он поступил благородно - когда начались беспорядки 1917 года, он женился в мае в японском посольстве на Анне. Анне было 27, Сюн’ити -25.Молодые стали жить в квартире Сюн’ити в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте, которую он снимал у русского дипломата Абрикосова Дмитрия Ивановича. Тем не менее, Анна ещё колебалась и не спешила венчаться. Когда больше ждать было уже нельзя, и была назначена дата последнего поезда, который вывозил японцев из России , они 28 февраля 1918 года совершили обряд венчания в Спасо-Преображенском соборе, недалеко от японского посольства на Французской набережной.
Анна с мужем прибыли в Токио в конце марта 1918 года вместе с японским послом господином Утида , дип.корпусом и журналистами на последнем спец.поезде из России. К чести семьи Оно, Анну приняли хорошо. Она стала ходить в русскую церковь - Воскресенский собор «Николай-до» в Отяномидзу, в 1919 году родился сын Сюнтаро.
Анна стала преподавать игру на скрипке и достигла громадного успеха в этой своей деятельности- можно сказать, основала японскую школу игры на скрипке, где самым лучшим , самым гениальным учеником сначала был ее сын - Сюнтаро. Муж Сюн’ити работал в банке отца. В 1922 году семья Оно приняли маму - Анну Николаевну Бубнову вместе с сестрой Варварой которые бежали от голода и разрухи Петрограда. До 1933 года все было хорошо, но вдруг от перитонита умер 14-летний сын Анны. Ей было уже 43 года , она по сговору разводится с мужем, и у него рождаются новые дети. Но семья мужа очень ее любила и ни на каких условиях не отпустила ее от себя- Анна осталась жить со своими родными в доме мужа. Ее свекровь, у которой было много сыновей, всегда говорила: «Изо всех моих невесток русская была самой лучшей».
Японский муж Оно никогда не забывал, что из-за него Анна оказалась вдали от Родины, и всегда старался ей помочь. А в последние годы, когда он лишился почти всего своего состояния и был тяжело болен, Анна Дмитриевна поддерживала его и его семью материально и помогала его жене Намико ухаживать за больным и воспитывать сына. «Дорогой Анночке на добрую память от Сюн’ити», - написано рукой Оно на переведённой им книге Константина Симонова «Дни и ночи».
В 1940 году умирает Мама Анна Николаевна, потом в 1958 году умирает муж и его хоронят рядом с русской тещей. В 1958 году и 1960 годах ,по-очереди , сестры Бубновы переезжают жить в СССР, в Сухуми к старшей сестре Марии. Анна Дмитриевна начала преподавать в местном музыкальном училище. Она умерла в Сухуми весной 1979 года.
До сих пор имя скрипачки Анны Бубновой -Оно помнят и чтут в Японии. Японская Школа скрипичной игры, которую она и основала, считается одной из лучшей в мире. Теперь уже ученики ее учеников побеждают на всевозможных скрипичных конкурсах. За долгие годы педагогической работы общее число ее учеников составило более тысячи человек. В 1946 году из них было создано общество «Оно Анна-дзёси коэнкай». Общество функционирует до сих пор. У них есть свой сайт в интернете. Заслуги Анны Дмитриевны в музыкальной области были так значительны, что в 1959 году она была награждена орденом Священного сокровища четвёртой степени. Она стала первой советской гражданкой, получившей от японского правительства государственную награду. Она была также первой среди женщин-иностранок, получившей эту награду.
В мае 2016 года в городе Футю открыли монумент Анне Оно и ее сестре - художнице Варваре Бубновой. Проект мемориала подготовил профессор Университета Хокусэй гакуэн Юго Оно. Он был ребенком Сюн’ити от второго брака, однако он очень любил Анну и проводил с ней много времени. Сестры похоронены в Абхазии и в России, но могилы их матери и мужа находились до последнего времени на кладбище Тамарэйэн. За ними присматривал Юго Оно. В феврале 2016 года их могилы были перенесены в семейный склеп Оно, и Юго предложил построить мемориал. В проекте приняли участие ученики сестёр. Расходы составили 2 миллиона йен. Мемориал был открыт на территории склепа семьи Оно. На нем высечена ксилогравюра Варвары «Дева с младенцем» (1915 год).
«В этом году исполнилось 100 лет знакомству моего отца с Анной. Теперь вся семья вместе, могу вздохнуть с облегчением», - сказал г-н Оно на церемонии открытия памятника.
Автор: Светлана Хруцкая