Найти тему
БИБЛИЯ - Экзегет.ру

Картина "Сотворение животных" Тинторетто

Описание произведения.

На картине Тинторетто мы видим Бога Саваофа в пятый день творения, когда были созданы рыбы в море и птицы на небесах. На шестой день Он сотворил животных и благословил их. Композиционно полотно делится на три части: вода, небо, отделенные друг от друга линией горизонта, и земля. В центре парит Создатель. На ветру развиваются его ярко-красные одежды.

Как мы можем заметить, Бог отделен от трех «миров» с помощью деревьев – тонкого впереди, и более толстого позади. В какой-то степени создается ощущение, что мы смотрим на икону. И лишь творящая десница Создателя выступает за ее границы. Этим художник подчеркивает, что все совершается по Его воле.

Все исходит от Бога: из-под рук вырываются птицы, рыбы начинают свое стремительное движение в водах. Животные замыкают это шествие, повинуясь указующему жесту Создателя.

Небесный свод, по которому движется Его фигура, окутанная золотым свечением, еще погружен в полумрак. Пейзаж на полотне не играет большой роли. Он служит лишь фоном к изображаемым событиям. Птицы летят парами, что отсылает нас к библейскому «каждой твари по паре». Как истинный житель морской республики Венеция, Тинторетто большое внимание уделяет прорисовке рыб. Можно узнать различные виды: щука, карась, осетр, окунь. Среди животных различимы олень, бык, заяц и даже единорог.

Подвижность животных, птиц и рыб, их живость и неукротимое стремление к свободе придают картине особый колорит.

Художник изображает три совершенно разных мира. Животным, обитающим на суше, будто преграждает дорогу дерево и не позволяет подойти к воде. Три разные «вселенные» объединяет лишь образ Бога в ореоле величественного золотого света. Именно Он является источником жизни на земле: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». (Быт. 1:1-3).

Мгновенно «включать» зрителя в происходящее на картине за счет изображения неожиданного действия, меняющего все, – любимый прием Тинторетто. Хотя данное полотно относится к раннему периоду творчества художника, уже в 50-ых годах XVI века он начинает его использовать. Резкое движение в центре замыкается обращенными к нему фигурами. Изображаемое событие воспринимается не само по себе, а как некий «всплеск» во времени и пространстве. Это восприятие характерно для искусства позднего Возрождения. Такими будут самые известные и выдающиеся картины художника «Святой Георгий, принцесса и дракон», «Похищение тела святого Марка», «Благовещение», «Битва архангела Михаила с сатаной», и, конечно, его последняя работа – «Тайная вечеря».

Вот почему животные и пейзаж изображаются не так подробно. Важен момент, личное отношение живописца к библейским событиям, его переживания. Он делает выбор в пользу цвета и пространства. Важно только эмоциональное воздействие на зрителя. Именно поэтому мы как будто сами оказываемся свидетелями Творения.

История создания.

«Сотворение животных» входило в серию работ для приемного помещения братства Скуолы Санта-Тринита в Венеции. Вообще, практически безвозмездная работа для городских скуол – благотворительных организаций, занимающихся помощью беднякам и больным, – занимала большую часть жизни Тинторетто. Роспись помещений занимала многие годы, и дабы добиться права там работать, художник не жалел ни творческих сил, ни энергии. Например, чтобы получить возможность расписывать Скуола Сан-Рокко, художник подарил братству не конкурсный рисунок, а уже готовую картину для плафона потолка по заранее снятым меркам.

Принято считать, что композиционное решение «Сотворения животных» Тинторетто заимствует у тициановского полотна «Вакх и Ариадна». Здесь почти тот же пейзаж: слева вода и небо, справа земля. Художник никогда не скрывал того, как почитает великого Тициана. И даже над входом в мастерскую он написал следующий девиз: «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана». Однако, несмотря на стремление перенять у своего учителя силу красок и блеск, живописец со временем вырабатывает индивидуальную свободную манеру письма.

Василий Суриков писал художнику Павлу Чистякову: «Кто меня маслом по сердцу обдал, так это Тинторетто. Он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только схватывал конструкцию лиц просто одними линиями в палец толщиной...».

Знаменитый биограф художников эпохи Возрождения Джорджо Вазари называл Тинторетто «самой отчаянной головой среди живописцев». Многие современники обвиняли художника в том, что он слишком быстро и порой небрежно создает свои картины. Тем не менее, тот же Вазари утверждает: «В искусстве Венеции Тинторетто является странным, необычным, решительным и, вообще, самым непредсказуемым живописцем».

Для него существовали только его картины, только работа. Художник писал почти круглосуточно, подчас забывая о еде и сне. Он всегда тщательно изучал анатомию человеческих фигур, проводя необычные эксперименты в своей специально оборудованной мастерской: подвешивал к потолку восковые фигурки, ища, с какого ракурса они будут смотреться лучше. Также для этого он помещал фигуры в коробки с отверстиями, рассматривал их при разном освещении, часто создавал миниатюрные модели скульптур Микеланджело.

Отношение автора к вере.

Тинторетто провел всю свою жизнь, создавая картины на классические библейские сюжеты. Они и удавались ему больше всего. Глядя на росписи венецианских церквей и скуол, люди могли не только стать свидетелями этих великих событий, но и даже их непосредственными участниками. Этого удавалось достичь, благодаря тому, что художник как бы «забрасывал» зрителя в гущу событий, позволяя ему почувствовать присутствие чуда.

«Краски можно купить на Риальто, – любил повторять Тинторетто, – тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой». Решительный и бескомпромиссный в жизни, он привносил эти качества и в свои произведения.

Сам процесс создания картин доставлял художнику огромное удовольствие. И за него он никогда не требовал платы. Только возмещения стоимости красок и холстов. В этом проявилось бескорыстие истинного христианина и верующего человека. Когда к нему пришла популярность, он запрашивал с заказчиков меньше, чем ему собирались дать. Порой, движимый лишь христианской любовью к ближнему, Тинторетто помогал другим менее знаменитым венецианским художникам в качестве бесплатного подмастерья. Те платили ему признанием и благодарностью.

Авторитетный специалист по искусству итальянского Ренессанса и историк искусств Бернард Беренсон писал о жизненности библейских картин Тинторетто: «Поэзия и религия были близки Тинторетто не в силу греко-римских традиций или предписаний церкви, а потому, что они обе были лично ему нужны, как любому другому. Они заставляли забывать корыстную жестокость жизни, поддерживали в труде и утешали в разочаровании. Религия была ответом на вечно живущую в человеческом сердце потребность любви и веры… Поэтому Тинторетто, не колеблясь, превращал каждую библейскую легенду в картину, которая выглядела так реально, как если бы это был эпизод, заимствованный из жизни, происходивший у него на глазах и проникнутый к тому же личным настроением».

И действительно, Тинторетто творил, не потому что выполнял заказы Церкви или родного города, а потому что не мог существовать без живописи и ее высокой миссии – влиять на человека и приобщать его к искренней вере в Бога.

Биография.

Якопо Робусти (прозванный Тинторетто) родился в Венеции в 1518 году (по другим данным в 1519). Он был старшим из 21 детей, родившихся в семье. Его отец был красильщиком шелка, отчего мальчик и получил прозвище «Тинторетто» – «маленький красильщик» или «сын красильщика». С самого детства Якопо рисовал всем и на всем, что только попадалось ему на глаза: красками на ткани, углем на камнях и стенах дома, – бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали.

Обнаружив у сына способности к живописи, в 1533 году отец отдает его в ученики Тициану, наиболее прославленному живописцу своего времени. Однако Тинторетто пробыл в его мастерской чуть больше недели. Мастер не захотел держать его дольше, предугадывая опасного соперника.

В 1545-1546 годы Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции.

Скуола Гранде ди Сан-Марко, богатое и могущественное объединение торговцев специями, в 1548 году украшала свои помещения сценами из жизни святого Марка, покровителя Венеции. Для нее тридцатилетний Тинторетто исполнил композицию «Чудо святого Марка», снискав свой первый успех. На картине изображен момент, когда святой Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своего хозяина и пришедшего на могилу святого помолиться. Стремительный полет Марка, который сверху врывается в композицию картины, придает ей необычайный динамизм.

Полотно помогло художнику обрести широкую популярность в городе. Тинторетто получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии.

В 1550 году художник женился на Фаустине деи Вескови, его дети, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы.

В 1555 году Тинторетто создает картину на сюжет чуда Святого Георгия о змие. В его трактовке на первый план выходит спасенная от змия царевна, она как бы выбегает навстречу зрителю. Само изображение победы над змеем находиться на заднем плане.

В 1560-е годы происходит сближение художника с Веронезе – отныне их будет связывать крепкая дружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» – картины на мифологические сюжеты («Млечный путь»). Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).

В 1561 году художник создает картину «Брак в Канне Галилейской» для базилики Санта-Мария-делла-Салюте.

В 1562 году Тинторетто продолжает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела святого Марка»).

Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко – 56 картин. Грандиозный цикл работ был выполнен им практически в одиночку за ничтожную плату – ежегодную ренту в сто дукатов. В 1564 году художник вступает в братство, а в 1565 пишет для него первую картину «Распятие», одно из самых больших живописных полотен в мире.

1566 год стал знаменательным для Тинторетто. Его приняли в члены флорентийской Академии рисунка вместе с другими знаменитыми венецианцами – Тицианом и Палладио.

В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580), четыре батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587). Тогда же, в 1588-1590 годах, мастер создает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной».

К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта Мария Маджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря». На протяжении своего творчества художник очень часто обращался к этой теме. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Последняя картина Тинторетто стала итогом его деятельности, одним из самых знаменитых его полотен.

Живописец продолжал работать до последних лет своей долгой жизни, пережив и Тициана, и Веронезе. Тинторетто умер в 1594 году. Похоронен в церкви Санта Мария дель Орто, которую сам когда-то расписал и рядом с которой многие годы жил вместе со своей большой семьей.

Автор текста: Виктория Смирнова.

Больше наших статей на тему искусства смотрите тут.

Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.

И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.

Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.