16 октября 1939 года, когда "cтранная война" уже подходила к концу, двенадцать новейших немецких бомбардировщиков Junkers Ju 88A-1 из состава I/KG30 взлетели с аэродрома Вестерланд, расположенного на острове Зильт у датского побережья, имея целью британскую военно-морскую базу в Росайте, стоящие там боевые корабли и, главным образом, линейный крейсер HMS Hood. Это был первый налет немецкой авиации на Британию с начала Второй мировой войны. Атаку возглавлял командир KG30 хауптман Хельмут Похле, разделивший свои двенадцать машин на четыре группы по три самолета, каждый из которых нес по две пятисоткилограммовые авиабомбы. Во главе второй группы летел оберлейтенант Ханс Сторп - заместитель командира KG30.
Пролетев над заливом Ферт-оф-Форт, хауптман Похле снизился до высоты 12 000 футов и повел своё звено в первую атаку. К разочарованию немцев, корабль, который самолеты-разведчики приняли за линейный крейсер Hood, оказался HMS Repulse. Поскольку он не был обозначен как приоритетная цель, бомбардировщики атаковали легкие крейсера HMS Edinburgh, HMS Southampton и эсминец HMS Mohawk. Во время пикирования на цель на "Юнкерсе" Похле сорвало верхнюю часть фонаря кабины, которая улетела прихватив с собой верхний задний пулемет. Несмотря на это, самолет продолжил атаку и сбросив бомбы на высоте 1800 футов (550 метров), после чего остался в районе цели, чтобы наблюдать за результатами бомбометания начавших вторую атаку экипажей из группы Сторпа. Одна из сброшенных ими бомб попала в крейсер "Саутгемптон", пробила насквозь его палубы и потопила пришвартованный рядом адмиральский катер.
В это время к месту действия подоспели британские истребители из 602 и 603 эскадрилий RAF с близлежащего аэродрома Дреме под Эдинбургом. С начала войны всю центральную часть Шотландии защищало всего две истребительные эскадрильи Вспомогательных ВВС, так что элита люфтваффе была атакована "летчиками выходного дня" среди которых были фермер, адвокат и штукатур. Хотя "Спитфайры" нападали по одиночке, тем не менее очень быстро левый двигатель на самолете Сторпа вышел из строя пробитый пулями, а один из бортстрелков, обергефрайтор Крамер, был убит. Оценив обстановку, хауптман Сторп понял, что до Северного моря он не дотянет и решил сажать обреченную машину в устье реки. Троих раненых немецких летчиков подобрала небольшая рыбацкая лодка, оказавшаяся поблизости от места крушения, тело Крамера утонуло вместе с самолетом. Примерно в то же время флайтлейтенант Пинкертон и летные офицеры МакКеллар и Уэбб догнали самолет хауптмана Похле уходивший на восток, направляясь к Северному морю. В результате их атак из строя вышли оба двигателя, двое членов экипажа погибли, а третий был тяжело ранен. "Юнкерс" Похле также совершил вынужденную посадку на море, в трех милях к востоку от Крейла и, как в случае со Сторпом, поблизости оказалась лодка, которая спасла пилота и его стрелка. Рыбаки подобрали и тела двух погибших членов экипажа, Курта Сейдела и Августа Шлейхера. Первому было девятнадцать лет, а второму семнадцать. "Юнкерсы" хауптмана Похле и оберлейтенанта Сторпа стали первыми немецкими самолетами, сбитым над Британией во Второй мировой войне.
Возможно, помня о шокирующих потерях Первой мировой, жители Эдинбурга, особенно женщины, оказали давление на власти и потребовали, чтобы те устроили немецким летчикам военные похороны. Четыре дня спустя десять тысяч человек провожали их в последний путь к церкви Святого Филиппа в Портобелло. Гробы были задрапированы в знамена со свастикой и украшены траурными венками. На одном из них была надпись "Двум храбрым летчикам от матери летчика", на другом "С глубокой симпатией от шотландских матерей".
Автор - Олег Энгель