Найти тему
Татьяна Трофимова

«200 правок и запрет на прокат»: как Михалков снимал свою «Родню» и всю съемочную группу в массовке

Оглавление

Как теща Мережко спасла будущий сценарий

Когда сценарист Виктор Мережко подписал контракт на написание комического сюжета о семейных отношениях, у него не было ни единой мысли, о чем собственно он собирается писать. Но тут, к большому счастью сценариста, из провинции приехала погостить его теща.

Кадр из фильма «Родня», 1981 год
Кадр из фильма «Родня», 1981 год

Родственница была веселой, говорливой, к детям приехала с полными сумками «гостинцев» и «здоровой» еды. Домашняя жизнь забурлила, ожила деревенским говором, нехитрыми байками и житейской мудростью, а заодно подарила Виктору Ивановичу идею для будущего сценария, который он назвал «Была не была».

Позже у сценария появятся и другие рабочие названия. Так в разное время история будет называться «Туда и обратно», «Необыкновенная история», а окончательное свое название — «Родня» — получит намного позже, когда съемки фильма будут уже закончены.

Кадр из фильма «Родня», 1981 год
Кадр из фильма «Родня», 1981 год

Дальнейшая судьба сценария представлена в истории в двух вариантах.

По первой версии, сценарий писался под Нонну Мордюкову, которая пришла в восторг от сюжета и сама предложила в режиссеры Никиту Михалкова. По другой, сценарий сразу попал к Никите Сергеевичу, а он предложил роль Нонне Викторовне, которую пришлось долго уговаривать (играть «деревенскую тетку» актрисе не хотелось).

Кадр из фильма «Родня», 1981 год
Кадр из фильма «Родня», 1981 год

Мордюкова и Михалков — два сложных характера

Как бы там ни было на самом деле, актриса и режиссер встретились на съемочной площадке, и начался сложный процесс притирки. С одной стороны Нонна Викторовна была влюблена в Никиту. Как актриса она не могла не оценить его талант и харизму. С другой, Нонна Викторовна и сама была женщиной с характером, поэтому рабочий процесс часто превращался в споры и конфликты.

Рассказывают, что после одной особенно горячей ссоры, Мордюкова, всерьез обидевшись, начала собирать вещи, на что Михалков заявил: «А пусть идет, сниму в этой роли Римму Маркову!». Этого Нонна Викторовна допустить не могла. Актрисы хоть и дружили, но постоянно соперничали в ролях.

«Пусть снимает, пусть, — ворчала она. — Римка актриса-то похуже меня. Посмотрим ещё, кто кого накажет». Но вещи уже не собирала, а разбирала.

Кадр из фильма «Родня», 1981 год
Кадр из фильма «Родня», 1981 год

Выбор актеров

Фильм «Родня» знаменателен еще и тем, что Михалков, который любил снимать тех, с кем был хорошо знаком, пригласил для работы актеров, с которыми никогда раньше не работал.

Из тех, кто уже снимался у режиссера, на площадку попали только Юрий Богатырев в роли зятя Стасика и Федор Стуков, сыгравший девочку Иришку.

Кадр из фильма «Родня», 1981 год
Кадр из фильма «Родня», 1981 год

Мальчик Иришка

Такой неоднозначный выбор актера на детскую роль вызвал тогда немало вопросов. Но кастинг на роль Иришки был, рабочая группа отсмотрела сотню девочек, и ни одна из них не подошла.

Дело в том, что Михалков хотел видеть в девочке дерзость, граничащую с наглостью, которую ни одна юная актриса изобразить не смогла. И вот тогда-то и вспомнили о Федоре.

Мальчик не просто соответствовал требованиям, но и импровизировал прямо на съемочной площадке. Режиссер был в восторге. А Феде, кроме грандиозного успеха, досталась от сверстников кличка «Фекла», которая надолго привязалась к мальчику.

Кадр из фильма «Родня», 1981 год
Кадр из фильма «Родня», 1981 год

Массовка в ресторане — вся съемочная группа

Одна из самых запоминающихся сцен, в ресторане, снималась в зале настоящего нового ресторана, который был готов к открытию, но ещё ожидал какие-то разрешительные бумаги.

В сцене принимала участие вся съемочная группа: Никита Сергеевич в роли официанта, художник Александр Адабашьян и оператор Павел Лебешев, парень с черными усиками, пьющий кофе на кухне, — на самом деле ассистент режиссера Тамара Кудрина, гости ресторана — массовка из помощников, гримеров и работников по свету.

Кадр из фильма «Родня», 1981 год
Кадр из фильма «Родня», 1981 год

И это вроде бы не самая значительная деталь, но только представьте, как приятно было увидеть себя в картине всем причастным к ее созданию.

Никита Михалков, Павел Лебешев и Александр Адабашьян — два официанта и повар в перерыве между дублями. Кадр со съемочной площадки фильма «Родня», 1981 год
Никита Михалков, Павел Лебешев и Александр Адабашьян — два официанта и повар в перерыве между дублями. Кадр со съемочной площадки фильма «Родня», 1981 год

«Танцуй, теща!»

Ещё один момент фильма, наверняка любимый многими зятьями — сцена танца зятя и тещи. Вот где Стасик припомнил «маме» все: и крики, и ругань, и оплеуху…

Сцена чуть не стоила Нонне Викторовне жизни. Актриса нипочем не хотела отставать от партнера. Ещё на репетициях Мордюкова выкладывалась по полной, а сразу после съемки уехала в больницу на «скорой».

Кадр из фильма «Родня», 1981 год
Кадр из фильма «Родня», 1981 год

Актриса никому не призналась, что совсем недавно лечилась от сердечной недостаточности и танцы спровоцировали сердечный приступ. К счастью, все обошлось. Через несколько дней Нонна Викторовна снова приступила к работе.

Заключение комиссии — внести в фильм 200 правок

Не подбирая слов, можно прямо сказать, что комиссию по цензуре фильм не прошел: поведение, недостойное советской женщины (сцену, где теща бьет зятя убрать); ребенок слушает западную музыку и ведет себя неподобающе (сцены вырезать); в кадрах полета в самолете прямой намек на войну в Афганистане (вырезать); пропаганда алкоголя (сцены с бывшим мужем героини сократить). И так далее, и так далее…

Всего около двухсот правок.

Перед съемочной группой встал трудный выбор. Если выполнить все требования, картина изменится полностью, потеряет смысл и идею. Что делать?

Неожиданно ситуацию спас лично генеральный секретарь Юрий Андропов. Он посмотрел фильм, от души посмеялся и дал добро на прокат. Кое-что подправить все-таки пришлось, но это были мелочи, не повлиявшие на замысел картины. А это самое главное.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Понравилась статья? Читайте также: Второго дебюта не будет: «Свой среди чужих» — лучший фильм Михалкова, который не оценили

-10