Как правильно выбрать для себя проигрыватель, если Вы пока ничего в этом не понимаете? В этой статье попытаюсь дать несколько общих советов, которые суммировал путем собственных проб и ошибок.
Многие обычно ловятся на рекламу крайне некачественных брендов Crosley и ION, а потом не понимают - почему винил толком не звучит? Расскажу подробнее о нюансах выбора.
Важное для новичков: обычная связка для прослушивания состоит из отдельных блоков: проигрыватель, фонокорректор, усилитель, акустика (бывают совмещенные варианты - обычно "два в одном"). Учтите это сразу перед покупкой. Если Вы возьмёте только проигрыватель без колонок, усилителя и фонокорректора, то проигрывать его будет "не во что". Как я уже написал, бывают варианты с блоками, которые встроены один в другой, но это, как правило, недорогие советские электрофоны и современные очень китайские варианты. В любом случае для воспроизведения нужен будет фонокорректор — встроенный в проигрыватель, либо усилитель, либо отдельный.
ЗВУК и АППАРАТУРА— ДЕЛО ВКУСА
Сразу скажу: идеальных вертушек не бывает, и восприятие звука у разных людей – разное. И даже частотный диапазон разные люди слышат разный, не 20 – 20000, а многие - гораздо меньше. Поэтому называть конкретные модели – дело неблагодарное. Плюс, как мне удалось выяснить в беседах с покупателями, разные люди выбирают разные проигрыватели по разным критериям.
Например, есть любители реанимации старых советских аппаратов типа «Радиотехника», «Волна» и тп. Сразу скажу, что к подобным аппаратам я отношусь лишь как к раритетам и музейным редкостям - типа как к "Жигулям-копейке". Пьезоголовки на таких советских машинках никак не берегут пластинки - скорее, даже наоборот.
Вывод: если уж хочется крутить винил на советском аппарате, то по крайней мере, тогда лучше обратить внимание на проигрыватели высшей категории – цифры в их названиях начинаются на «0» - например, «Электроника-001», "Электроника Б1-01". Это аппараты с продвинутыми по тем временам головками ГЗМ и Unitra. Отличные агрегаты для тех, кто непременно желает слушать пластинки на старой советской технике. Такая техника лучше современного Китая типа ION однозначно. Хотя, если пластинки слушать хочется, а денег на более-менее продвинутый аппарат нет, то можно взять что-то типа электофона "ВЕГА-109" или "Вега-108". Он, по крайней мере, пластинки не испортит. Единственный совет: сразу поставьте на него (как и на любой другой купленный с рук аппарат) новую иглу или головку. И настройте вес давления на иглу по инструкции к аппарату и головке. Это поможет Вам уберечь пластинки, особенно если они новые.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ при ВЫБОРЕ?
Первое. Самый главный показатель, особенно для винтажного аппарата - вес. На моей практике, на проигрыватели весом меньше 7-10 кг лучше не обращать внимания. Опорный диск (см рисунок ниже, цифра 1) для вертушки, если он сделан из металла, тоже должен быть как можно более тяжелым. В этом пункте есть оговорка: современные производители делают также детали (тонармы и "блины") из карбона. Этот материал по структуре близок к винилу и не создает такие детонации, как металлический. Так вот: если опорный диск вашей ветрушки из карбона, то он может быть легким это не беда. В 2000-х начали производить опорные диски из прессованных опилок (Pro Ject). По мне, в них нет нормальной центровки, поэтому стоит относиться аккуратнее к таким поделкам.
Тут, пожалуй, приведу небольшую памятку для тех, кто путается в терминологии, смотрите картинку:
- 1. Опорный диск
- 2. Тонарм. К нему прикреплен картридж с иглой звукоснимателя
- 3. Противовес (гиря противовеса для настройки веса давления на иглу проигрывателя)
- 4. Регулировка скатывающей силы (антискейтинга)
- 5. Шелл картриджем и иглой
Второе. Наличие регулировок веса давления на иглу и скатывающей силы (антискейтинга) - тоже важный показатель при выборе аппарата. Обычно это крутящаяся «гиря» на тонарме (см рисунок, цифра 3) + отдельный регулятор с делениями на корпусе проигрывателя около места, где крепится тонарм, - но иногда бывают и другие варианты. Если таких регулировок нет, это говорит о невысоком, либо просто о непрофессиональном классе выбранной Вами вертушки.
ТРЕТЬЕ. Важно наличие съемной (!) головки. В хорошем проигрывателе предусмотрена возможность смены не только иглы, но и всей "головы" в целом – шелла, картриджа и иглы (см картинку), причем они могут быть от разных производителей на одной и той же вертушке. Поэтому имеет смысл перед покупкой поинтересоваться у продавца, головки каких фирм подойдут на проигрыватель. Если список большой – это отлично. Кстати, продавцы винтажа обычно продают проигрыватели с самыми бюджетными или убитыми (если это б\у) головками - так что сразу после покупки планируйте смену иглы.
ЧЕТВЁРТОЕ. Наличие в вертушке встроенного или отключаемого фонокорректора - это отдельная история.
Фонокорректор – блок, преобразующий звук с виниловой пластинки для усилителя, тюнера и тд – то есть передает его на колонки в нормальном виде. В вертушках пониже классом, или часто в новоделах, фонокорректоры обычно встроенные. Если для Вас важно качество звука, то рано или поздно Вы захотите пользоваться выносным фонокорректором, модель которого можно менять, а для этого нужен проигрыватель БЕЗ фонокорректора, или с отключаемым корректором.
ПЯТОЕ. В идеале, шнур, идущий от проигрывателя, должен быть не встроенным намертво в вертушку. На проигрывателе должны быть просто разъемы – чтобы шнур со временем тоже можно было поменять (но это - не самое основное требование).
ШЕСТОЕ. Приводы опорного диска (блина) бывают нескольких видов: прямой (Direct Drive), ременный, роликовый. Про это тоже стоит знать. Прямой считается более надежным (нет ремня - значит нечему растягиваться), а ременный – более плавным. Хотя, имхо, по этому показателю лучше смотреть по конкретной модели, да и на любителя это. Многие современные проигрыватели оснащены как раз ременной передачей - она дешевле в разработке и производстве.
Мое замечание о современных проигрывателях: если опорный диск на проигрывателе легкий (из штампованного алюминия или акрила ), то при применении нештатных матов и прижимов пассик (ремень) может быстро растянуться.
Кроме того, бывает роликовый привод (обычно такой бывает на старых классических вертушках) - многие меломаны считают его идеальным, из-за низкого уровня детонаций. И опять-таки – тут каждый волен выбирать сам. Я лично не имею ничего против Direct Drive.
Самое главное: не ведитесь на уловки маркетологов по поводу современных проигрывателей с красными китайскими звукоснимателями типа ION, Crosley, Camry и тп.
Звукосниматели эти выдают "патефонный" сильно урезанный звук. Кроме того, такие проигрыватели часто отличаются низким качеством сборки и конструкторскими промахами. Качественного звучания Вы от них точно не получите.
Вот, собственно, и все советы. Главное, не берите проигрыватели "три в одном". Пишите, спрашивайте - лучше на нашем виниловом телеграм-канале https://t.me/VinylCode
Спасибо за внимание!