Найти тему
Как устроены медиа

Редактор — как парикмахер. Эпизод из жизни редактора

Интересная история приключилась у меня с одним заказчиком.

Человек пришёл осведомиться, сколько будет стоить редактура книги. Он пишет книгу и кто-то ему посоветовал начать работать с редактором, не дожидаясь окончания рукописи.

Рукопись мне человек не показывает, что нужно сделать — не говорит. Нужна «редактура текста».

Из любви к человечеству (чесгря у меня её нет, но я пытаюсь её в себе воспитывать), я взялся пояснить человеку, что нужно знать редактору, чтобы определить стоимость своих услуг.

Это оказалось поразительно сложно. Человек хотел знать стоимость редактуры без каких-либо условий.

Человеку был нужен тариф. Ну вы же помните метафору, что редактор — он как парикмахер. В парикмахерской же как, приходишь, а на стенке прейскурант:

- редактура книги — пятьтыщ

- написать сценарий — тритыщи

- чегоизволите — пятьдесятыщ

Но, увы когда речь заходит о деньгах, аналогия между редактором и парикмахером не действует.

Перескажу свой ответ уважаемому визави. Вдруг это поможет ещё какому-то редактору или райтеру улучшить опыт взаимодействия с заказчиком.

«Редактура» — слишком абстрактное понятие. Оценить «просто редактуру» невозможно, она всегда разная (здесь шутка про коня в вакууме).

Редактура на уровне текста это одно, редактура на уровне структуры — это другое. Редактура на уровне визуальных решений — третье.

Стандартных тарифов на редактуру не бывает и быть не может, т.к. у каждого текста свой объём, сложность и задачи. Нормальный редактор приступает к работе (и оценивает её), только когда полностью разобрался с задачей клиента.

Я, например, ни за что не возьмусь за проект, пока не буду понимать, как должен выглядеть итоговый результат. Бывают исключения, когда мне говорят: Лёха, сделай хорошо, как ты можешь. Но таких заказчиков — по пальцам одной руки и я точно знаю, что хорошо именно для них, т.к. сделал уже для них кучу проектов.

Все свои проекты я люблю и делаю их максимально хорошо, это правда. Но хорошо — значит выполняя задачу заказчика, а не следуя своим представлениям о прекрасном.

Иногда заказчику нужно помочь понять, что именно ему нужно. Например, показать, как может формулироваться задача. Сформулировать за него, а он потом поправит:

Нужно, чтобы книга зашла на массовую аудиторию. Чтобы читатель без специальной подготовки мог погрузиться в мир [небесных кренделей] и понял, как с их помощью [кардинально сократить время на приготовление хлеба насущного]. Для книги нужно придумать визуальные приёмы, облегчающие восприятие текста. Книгу надо разбить на две части — теоретическую и практическую так, чтобы теоретическую часть можно было использовать в качестве учебного пособия [там-то].

В общем, знаете, у меня этот приём сработал. Значит и у вас сработает.

Меня зовут Алексей Березовой. Я редактор, медиаэксперт и преподаватель журфака МГУ.

Собираю такие истории в своём телеграм-канале.

Подпишитесь, если интересуетесь редактурой и медиа.