Интересная история приключилась у меня с одним заказчиком.
Человек пришёл осведомиться, сколько будет стоить редактура книги. Он пишет книгу и кто-то ему посоветовал начать работать с редактором, не дожидаясь окончания рукописи.
Рукопись мне человек не показывает, что нужно сделать — не говорит. Нужна «редактура текста».
Из любви к человечеству (чесгря у меня её нет, но я пытаюсь её в себе воспитывать), я взялся пояснить человеку, что нужно знать редактору, чтобы определить стоимость своих услуг.
Это оказалось поразительно сложно. Человек хотел знать стоимость редактуры без каких-либо условий.
Человеку был нужен тариф. Ну вы же помните метафору, что редактор — он как парикмахер. В парикмахерской же как, приходишь, а на стенке прейскурант:
- редактура книги — пятьтыщ
- написать сценарий — тритыщи
- чегоизволите — пятьдесятыщ
Но, увы когда речь заходит о деньгах, аналогия между редактором и парикмахером не действует.
Перескажу свой ответ уважаемому визави. Вдруг это поможет ещё какому-то редактору или райтеру улучшить опыт взаимодействия с заказчиком.
«Редактура» — слишком абстрактное понятие. Оценить «просто редактуру» невозможно, она всегда разная (здесь шутка про коня в вакууме).
Редактура на уровне текста это одно, редактура на уровне структуры — это другое. Редактура на уровне визуальных решений — третье.
Стандартных тарифов на редактуру не бывает и быть не может, т.к. у каждого текста свой объём, сложность и задачи. Нормальный редактор приступает к работе (и оценивает её), только когда полностью разобрался с задачей клиента.
Я, например, ни за что не возьмусь за проект, пока не буду понимать, как должен выглядеть итоговый результат. Бывают исключения, когда мне говорят: Лёха, сделай хорошо, как ты можешь. Но таких заказчиков — по пальцам одной руки и я точно знаю, что хорошо именно для них, т.к. сделал уже для них кучу проектов.
Все свои проекты я люблю и делаю их максимально хорошо, это правда. Но хорошо — значит выполняя задачу заказчика, а не следуя своим представлениям о прекрасном.
Иногда заказчику нужно помочь понять, что именно ему нужно. Например, показать, как может формулироваться задача. Сформулировать за него, а он потом поправит:
Нужно, чтобы книга зашла на массовую аудиторию. Чтобы читатель без специальной подготовки мог погрузиться в мир [небесных кренделей] и понял, как с их помощью [кардинально сократить время на приготовление хлеба насущного]. Для книги нужно придумать визуальные приёмы, облегчающие восприятие текста. Книгу надо разбить на две части — теоретическую и практическую так, чтобы теоретическую часть можно было использовать в качестве учебного пособия [там-то].
В общем, знаете, у меня этот приём сработал. Значит и у вас сработает.
Меня зовут Алексей Березовой. Я редактор, медиаэксперт и преподаватель журфака МГУ.
Собираю такие истории в своём телеграм-канале.