Сегодня речь пойдёт не об искусственном, а об эмоциональном интеллекте. Эмоции и чувства – это наши человеческие свойства и средства общения, а умение справляться со своими эмоциями– уже характер. Эмоциональный интеллект помогает разбираться с палитрой чувств и эмоций.
Развитие эмоционального интеллекта - один из ключевых аспектов воспитания ребенка во всем мире. В Америке, например, одна из самых популярных - программа Ruler, разработанная сотрудниками Йельского Центра Эмоционального Интеллекта. Задача программы — научить детей распознавать и правильно выражать свои эмоции, что помогает добиться успеха в учебе, а позднее — в работе и во взрослой жизни.
Как развивать эмоциональный интеллект у детей?
Чтобы эмоциональное развитие проходило эффективно, ребёнку необходимо:
- знать, что такое эмоции;
- понимать, откуда и почему они взялись;
- признавать свои чувства и чувства других;
- иметь эффективные способы управления эмоциями.
Объяснения, что такое эмоциональный интеллект, должны соответствовать возрасту. Родители, даже если им самим не хватает навыков эмоционального интеллекта, могут учиться вместе с детьми. Для начала, можно попробовать что-нибудь приготовить или сделать вместе. Родители могут не знать, как это готовить, но будут учиться вместе с ребёнком. Чтобы мотивировать детей, нужно самому быть заинтересованным.
Одно из правил программы Ruler: Выражайте чувства словами. Используйте слова, означающие эмоции. Если что-то не получается – признайтесь, что совершили ошибку. Например, можно сказать: «Я не то чтобы зол, скорее, расстроен». Так ребёнок узнает, что между этими эмоциями есть разница.
Все мы знаем, что у детей бывают приступы гнева. Они не знают, как выражать свои эмоции, не знают, слушают ли их. Некоторые родители просто игнорируют детей. Но стоит попробовать установить контакт с ребенком вместо того, чтобы просто позволить ему кричать.
Как ребенок учится стратегиям управления эмоциями? Как научиться контролировать себя?
Психологи делят эмоции на простые и сложные. К сложным эмоциям относятся: Смущение, Обида Разочарование. Зависть, Вина, Гнев и Тревога.
Как справляться со сложными эмоциями?
Правило четырёх секунд. Это время, за которое можно сделать вдох и выдох. Когда закипает возмущение, гнев или даже тревога, сделайте глубокий вдох и выдох. Это первый шаг к управлению эмоциями. Когда такая практика станет привычной, контролировать автоматические реакции станет намного легче.
Мозг как дом. Представьте, что мозг — это дом, в котором есть два этажа. На верхнем этаже живут мыслители, а на нижнем — чувствующие персонажи. Идеально, когда этажи гармонично сотрудничают друг с другом. Нарисуйте такой дом с ребёнком и обсуждайте сложные эмоциональные состояния на наглядных примерах.
Еще один способ передать свои навыки - делиться чувствами.
Как мы можем научить детей эмоциональному интеллекту, если многих из нас учили скрывать, подавлять свои чувства?
«Вы можете научиться этому вместе с ребенком. Это довольно весело. Называйте эмоции, думайте вслух. Одна из худших ошибок, которую вы можете допустить, — это всегда подавлять свои эмоции. Я считаю, что самая большая ошибка — это думать: «Я люблю своих детей, я не хочу их перегружать». Дилеммы между любовью к детям и желанием не перегружать их не существует", - считает психолог, создатель Ruler, автор научных статей об эмоциональном интеллекте Дэвид Карузо.
К примеру, ваш ребёнок спрашивает у вас: «Как прошел твой день?» А день у вас был ужасный, просто неудачный день. Что вы ответите? В случае с детьми младшего возраста стоит задуматься о том, в чем заключается подлинный вопрос, который они задают. Нужно понять суть вопроса - честно и кратко ответить. Если обманете – ребёнок это почувствует. А наша привычка подавлять эмоции учит и детей не делиться собственными чувствами.
Умение шутить и понимать юмор – это тоже признак развитого ЭИ
Зачем нужно чувство юмора?
Во-первых, чтобы справляться со сложными жизненными ситуациями, во-вторых, находить «своих» и в -третьих, не впадать в серьёзность.
Как воспитать чувство юмора?
В этом нам помогут хорошие книги - «правильная» литература, здоровая и радостная атмосфера в семье, хорошие фильмы и, конечно, самоирония у родителей.
Книги:
Виктор Драгунский «Денискины рассказы»;
Михаил Зощенко «Рассказы для детей»;
Стихи и рассказы Саши Чёрного;
Николай Носов "Приключения Незнайки";
Антон Чехов" Рассказы для детей";
и много - много других весёлых детских книг.
Признаюсь - никогда не думала, что мне потребуется изучать эмоциональный интеллект – казалось, что с чувствами и эмоциями у нас всё в полном ( даже в избытке) порядке. Но у ребёнка наступил переходный возраст, и мне пришлось отвечать на множество вопросов, один из них – как помочь подростку контролировать свои эмоции? Начинать, как оказалось, нужно было раньше. И начинать нужно с себя, потому что дети - это зеркало наших эмоций и поступков. Подростки выросли, но привычки остались: правило 4 х секунд, которое нам помогает не становиться вулканами (потухшими - тоже) и хорошие книги, которые читаем вместе.
Автор: Арина Матвеева
Опубликовано: https://www.hss.center/
ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Благодарим вас за Ваши "Спасибо".
Подписывайтесь на наш канал. Будьте в курсе событий!
Желаем Вам Успехов, Добра и Радости))