Этот концертный вальс вызывал ностальгию по тридцатым годам ХХ века, но время всё отдаляет их от нас. Сейчас это уже просто раритет.
В те годы случился просто всплеск талантов молодых балетмейстеров: Ф. Лопухов, К. Голейзовский, Л. Якобсон, Р. Захаров, Л. Лавровский, В. Вайнонен... Вот последнему и принадлежит этот концертный вальс.
Номер был поставлен Вайноненом в 1930 г. в Ленинграде по инициативе виртуозной пары – Ольги Мунгаловой и Петра Гусева, с активным их участием в плане сочинения сложных поддержек. Позднее Гусев служил в Большом театре и танцевал этот номер со знаменитой Ольгой Лепешинской. В войну этот вальс входил в репертуар фронтовых концертных бригад. А вот и их запись 1940 года:
Современники смотрели и понимали, что это о них. Прекрасно охарактеризовала этот номер жена Вайнонена К. Армашевская:
Балетмейстер обращается в этом танце к языку классики. По это уже не отвлеченная робко-мечтательная лирика любовных отношений вне времени и эпохи. В «Вальсе» Мошковского чувство двоих, открытое, смелое, очень чистое, сродни тому настроению полноты и радости жизни, которое нашло отражение во многих произведениях искусства тех лет. Этот номер Вайнонена принадлежит искусству «страны-подростка»: в нем – тот же уверенный и бодрый жизненный тонус, что в песнях Дунаевского и Лебедева-Кумача – песнях молодости и счастья, здоровья и силы энтузиастов и созидателей …
Пусть не покажется такое сравнение натяжкой. Юноша и девушка, танцующие, в сущности, любовный дуэт, должны были восприниматься, как современники — такую цель поставил перед собой постановщик. Костюмы их не традиционно-балетные, а полуспортивные, приближенные к легким летним одеждам. Этот внешний облик, дающий понять, что перед нами – сверстники сидящей в зале молодежи, с первых же шагов обязывает балетмейстера искать такое использование классических па, которое отвечало бы настроению современности... Пленяет в «Вальсе» Мошковского, прежде всего, именно естественность танцевания… Танец, по мнению Вайнонена, возникает, как определенная степень эмоции… как желание разрядить в движении накопившуюся энергию чувств. Именно таков его «Вальс» Мошковского.
Танец этот, поставленный в 1930 году, исполняется на эстраде и сегодня.
Последняя фраза верна до современности. Из недавних примеров – его исполняли в последнем (2020) телепроекте "Большой балет".
А еще лучше номер получился у Анастасии Сташкевич и Михаила Лобухина (солисты Большого театра):
Кстати, к слову. Вайнонену, поставившему много концертных дуэтов, возможный (бывавший у других) эротизм в постановке был чужд совершенно. Это казалось ему легким путем, но бедным. Любовь чистая и целомудренная виделась куда более достойным предметом внимания для хореографии. И мы видим это в вальсе молодого человека 30-х гг. и его девушки.
Предлагаю всем вспомнить молодость ))