Впервые попытка подняться на высоту более 8км была осуществлена в 1875 году французскими учеными Крос-Спинелли, Зивель и Тисандье. Их аэростат был снабжен подушками с кислородом, но не смотря на это, подъем закончился гибелю Крос-Спинелли и Зивеля (см. статью о первом в истории подъеме на высоту 8,6км).
Трагедия полета наглядно показала необходимость применения кислорода на больших высотах вне зависимости от самочувствия аэронавтов.
Следующий полет на рекордную высоту 9000 м был осуществлен в 1894 г. германскими аэронавтами Берсоном и Гроссом на аэростате «Фенекс», а в 1901-м г. Берсон и Зюринг осуществили подъем уже на высоту 11000 м на аэростате «Пруссия». Справедливости ради нужно заметить, что в различных источниках интернета дается разная высота, которой достиг Берсон (от 10500-10800 м), однако автор блога "Прогулки в стратосфере" опирается на сведенья из книги "Основы авиационной медицины" наркомздрав СССР МЕДГИЗ 1939 г.
При обоих полетах применялся для вдыхания кислород из стальных баллонов, в которых он был сжат под высоким давлением. По описанию австрийского физиолога Шреттера, обеспечивавшего своей консультацией оба полета, кислородные приборы были устроены так, что постоянная струя кислорода поступала прямо в рот дышавшим. При этом требовалось напряжение для того, чтобы не вдыхать носом наружного воздуха.
Если дыхание почему-либо усиливалось, то это приводило к тому, что дополнительно засасывался наружный воздух через нос или рот. Неудивительно, что на выосте около 11000 м оба аэронавта потеряли сознание (см. статью «стадии развития высотной (и горной) болезней и из проявление), так как на этой высоте необходимо дыхание только чистым кислородом, а сама высота является своеобразным Рубиконом, перейдя который дыхания 100% кислородом уже недостаточно и поэтому, необходимо применять такие средства защиты, как скафандр или высотный компенсирующий костюм в сочетании с дыханием под избыточным давлением (см. статью «Для чего летчики дышат под избыточным давлением).
Что касается касается Германа фон Шреттера, то именно он впервые сконструировал кислородную маску и ее принципиальную схему которая получила широкое распространение в авиации и используется до сих пор.
Научный сотрудник АО «НПП «Звезда», испытатель авиационного и космического снаряжения С.М. Дворников.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере» и одноименные сообщества в социальных сетях «ОК» и «ВК».
Продолжение истории освоения человеком стратосферы следует…