Найти тему

Первые в истории авиации подъемы на высоту 9 км в 1894 году и на 11 км в 1901 году.

Впервые попытка подняться на высоту более 8км была осуществлена в 1875 году французскими учеными Крос-Спинелли, Зивель и Тисандье. Их аэростат был снабжен подушками с кислородом, но не смотря на это, подъем закончился гибелю Крос-Спинелли и Зивеля (см. статью о первом в истории подъеме на высоту 8,6км).

Трагедия полета наглядно показала необходимость применения кислорода на больших высотах вне зависимости от самочувствия аэронавтов.

Следующий полет на рекордную высоту 9000 м был осуществлен в 1894 г. германскими аэронавтами Берсоном и Гроссом на аэростате «Фенекс», а в 1901-м г. Берсон и Зюринг осуществили подъем уже на высоту 11000 м на аэростате «Пруссия». Справедливости ради нужно заметить, что в различных источниках интернета дается разная высота, которой достиг Берсон (от 10500-10800 м), однако автор блога "Прогулки в стратосфере" опирается на сведенья из книги "Основы авиационной медицины" наркомздрав СССР МЕДГИЗ 1939 г.

Аэростат "Пруссия" - именно так он выглядел, если верить книге "100 великих рекордов авиации и космонавтики". Фото взято из открытых источников интернета.
Аэростат "Пруссия" - именно так он выглядел, если верить книге "100 великих рекордов авиации и космонавтики". Фото взято из открытых источников интернета.

При обоих полетах применялся для вдыхания кислород из стальных баллонов, в которых он был сжат под высоким давлением. По описанию австрийского физиолога Шреттера, обеспечивавшего своей консультацией оба полета, кислородные приборы были устроены так, что постоянная струя кислорода поступала прямо в рот дышавшим. При этом требовалось напряжение для того, чтобы не вдыхать носом наружного воздуха.

Артур Берсон (в очках). Фото из открытых источников яндекс-фото
Артур Берсон (в очках). Фото из открытых источников яндекс-фото

Если дыхание почему-либо усиливалось, то это приводило к тому, что дополнительно засасывался наружный воздух через нос или рот. Неудивительно, что на выосте около 11000 м оба аэронавта потеряли сознание (см. статью «стадии развития высотной (и горной) болезней и из проявление), так как на этой высоте необходимо дыхание только чистым кислородом, а сама высота является своеобразным Рубиконом, перейдя который дыхания 100% кислородом уже недостаточно и поэтому, необходимо применять такие средства защиты, как скафандр или высотный компенсирующий костюм в сочетании с дыханием под избыточным давлением (см. статью «Для чего летчики дышат под избыточным давлением).

Разработчик авиационной кислородной маски Герман фон Шреттер. Фото из открытых источников википедии.
Разработчик авиационной кислородной маски Герман фон Шреттер. Фото из открытых источников википедии.

Что касается касается Германа фон Шреттера, то именно он впервые сконструировал кислородную маску и ее принципиальную схему которая получила широкое распространение в авиации и используется до сих пор.

Научный сотрудник АО «НПП «Звезда», испытатель авиационного и космического снаряжения С.М. Дворников.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере» и одноименные сообщества в социальных сетях «ОК» и «ВК».

Продолжение истории освоения человеком стратосферы следует…