Со времен установления Церкви жизнь православного христианина немыслима без богослужения, поскольку вне богослужения невозможно совершение таинства Евхаристии, а без участия в Евхаристии христианин не может считаться полноценным членом Церкви. Поэтому в сознании христиан, начиная еще с первого века, состоять в Церкви означало участвовать в Евхаристическом собрании. Более того, термин «Церковь» в Священном Писании Нового Завета встречается преимущественно при описании совершения Евхаристии в христианских собраниях. Об этом говорит апостол Павел:
"собираетесь в церковь...вкушать вечерю Господню" (1 Кор.11:18, 20).
Безусловно, практика совершения богослужения восходит к апостольскому веку. Таинство Евхаристии, определяющее принадлежность христианина Церкви, было установлено Самим Спасителем на Тайной Вечере:
"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф.26:26−28).
Апостолы, а также их ближайшие последователи, исполняя завещание своего Учителя, совершали Евхаристию, а также передавали эту заповедь последующим поколениям в качестве воспоминания об Искупительной Жертве Спасителя. Евхаристия актуализирует события двухтысячелетней давности, благодаря чему причастник Святых Даров делается участником Трапезы Господней. При этом важно понимать, что Искупительная Жертва Спасителя на Кресте была принесена один раз. Не нужно думать, что на каждой литургии совершается новая жертва, потому что литургия возносит нас над временным пространством и делает причастниками Божественной Трапезы.
В Новом Завете Телом Христовым называются одновременно и Святые Дары, и Церковь. Христос на Тайной Вечере, преломляя хлеб, говорит Своим ученикам:
"Сие есть Тело Мое".
Апостол Павел же, в свою очередь, называет Церковь Телом Христовым. И это неслучайно, поскольку именно причастие Святых Даров является необходимым условием пребывания человека в Церкви Христовой. Несмотря на то, что форма совершения божественной литургии изменялась, начиная с апостольского века, ее назначение остаётся прежним на протяжении уже двух тысяч лет. Как апостолы собирались на вечерю Господню, чтобы совершить Евхаристию, так и в наши дни литургия совершается ради этого таинства.
Недаром самым важным моментом на литургии является причащение мирян. Ради этого и совершается богослужение. В этом заключается весь смысл церковной жизни. Через Крещение человек вводится в церковную жизнь, через Миропомазание подаются дары Святого Духа, Покаяние даёт возможность изменения, а Евхаристия возносит человека от физического мира, соединяя его, с одной стороны со Христом, а с другой, с ближними, которые также участвуют в таинстве Евхаристии. Об этом свидетельствует апостол Павел, который, называя Церковь Телом, говорит, что Христос является ее главой, а мы - членами. И в этом теле все едины. Это отчётливо отражается в Таинстве Евхаристии. Именно поэтому Евхаристия является главным таинством, составляя эпицентр церковной жизни.