Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА (ч.24): “КОГДА ЭТО БУДЕТ?”

Оглавление

(Mк. 13)

Тринадцатая глава Евангелия от Марка - одна из наиболее трудных в Новом Завете. Это одна из самых “иудейских” глав во всей Библии. С самого начала и до ее конца Иисус говорит об иудейской истории и иудейских понятиях. В ней вновь и вновь приводятся иудейские слова и рисуются иудейские картины, которые для современного западного ума кажутся необычными, а то и вовсе непонятными.

I. ОБЩАЯ КАРТИНА (13:1, 2)

Иисус и Его апостолы только что вышли в последний раз из иерусалимского храма и стали подниматься на Елеонскую гору, с которой открывался великолепный вид на храм. С этой картины начинается Mк. 13. Марк пишет:

«И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (ст. 1, 2).

Строительство храма началось около 20 г. до н.э. и в дни Иисуса еще не завершилось. Иудейский историк I в. н.э. Иосиф Флавий оставил нам описание этого храма. По его словам, некоторые храмовые камни были около полутора метров в длину, более полуметра в высоту и приблизительно полметра в ширину. Их массивность и заставила апостолов сказать: “Иисус, взгляни на эти камни. Да, поистине грандиозное сооружение”. Далее Иосиф пишет, что издали храм напоминал заснеженную гору, потому что та часть храма, которая не была покрыта золотом, сияла белизной. Зрелище с расстояния нескольких миль поражало воображение.

Иерусалимский храм казался вершиной искусства и возможностей человека. Казалось, такой огромный и прочный, он простоит века. Но Иисус в начальных стихах Mк. 13 делает поразительное заявление о том, что скоро настанет день, когда от этого храма не останется камня на камне. Не прошло и сорока лет, как в 70 г. нашей эры, когда римский военачальник Тит разрушил Иерусалим, пророчество Иисуса сбылось.

II. ПРИЗНАКИ ПАДЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА (13:3-31)

Когда Иисус и апостолы взошли на Елеонскую гору, апостолы спросили Его, о чем это Он говорил. Их по-настоящему встревожило Его пророчество о разрушении Иерусалима. Петр, Иаков, Иоанн и Андрей подошли к Нему наедине и спросили: “Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?” (ст. 3, 4).

Понятно, что западному человеку в XX веке даже трудно представить себе, каким ударом для апостолов в то время было предсказание Иисуса о том, что этот храм будет разрушен до основания, так что ни камня от него не останется. Благодаря своему великолепию, красоте, размерам и значению, храм считался среди иудеев таким же вечным, как сам мир.

Интересно, что в параллельной главе 24 Евангелия от Матфея апостолы задали Иисусу третий вопрос. Они спросили: “Какой признак Твоего пришествия и кончины века?” Нет ничего странного в том, что апостолы спросили Иисуса о разрушении храма и о конце света в одной и той же беседе. По-видимому, апостолы связывали конец существования иудейского народа с концом света. Они считали, что конец света и конец иудейской нации наступит в одно и то же время. Это, по-видимому, и есть причина того, что Марк и Лука опускают вопрос о конце света, в то время как у Матфея он есть. Спрашивая: “Когда будет уничтожен Иерусалим? Когда придет конец иудейского народа? Когда будет разрушен храм?” - апостолы, по-крайней мере про себя, спрашивали также: “Когда наступит конец света?”

В ответе Иисуса на эти вопросы сплетаются, по сути, две темы: Его пророчество о гибели Иерусалима и Его предупреждение о Своем втором пришествии. Здесь-то и возникает трудность в толковании Mк. 13, Мф. 24 и Лк. 21.

Не вызывает сомнений, что разрушение Иерусалима Иисус использовал для того, чтобы символическим языком описать гибель мира и Свое второе пришествие. Иисус будет судить Иерусалим; Он придет во второй раз в конце всего. Одно является прообразом и указывает на другое. Подходя к Mк. 13, Мф. 24 и Лк. 21 с такой позиции, мы лучше начинаем понимать многие неясные фразы в этих главах.

Иисус начинает отвечать на вопросы апостолов со стиха 5:

«Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, что это Я, и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь; ибо надлежит сему быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это начало болезней» (ст. 5-8).

Иисус сказал, что время, предшествующее гибели Иерусалима, будет беспокойным. Придут лжемессии, которые будут говорить от имени Христа. Будут войны и слухи о войнах. Будут народные восстания. История действительно фиксирует целый ряд восстаний, войн и мятежей в этот период времени, и не только в Палестине, а и во всем римском мире. Восстание в Селевкии привело к гибели пятидесяти тысяч иудеев. Вскоре после этого во время другого восстания, в Кесарии, погибло еще двадцать тысяч иудеев.

Иисус сказал, что будут землетрясения. Не прошло и сорока лет, как римский мир был потрясен ужасным землетрясением, сравнявшим с землей город Лаодикию. А извержение Везувия поглотило Помпеи, которые так и оставались погребенными под ней на протяжении веков.

Иисус также предсказывал голод. Согласно историческим свидетельствам, в дни кесаря Клавдия в Риме разразился жестокий голод. Но Иисус, перечислив все эти предстоявшие события, сказал: “Но помните, это только начало". Далее Он предупреждает о грядущих гонениях:

«Но вы сморите за собою; ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и пред правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства пред ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (ст. 9-11).

Иисус назвал и другие грядущие преследования. Он сказал: “Вас будут предавать в судилища", - имея в виду иудейские суды. Он указал, что они будут стоять перед правителями и царями, подразумевая римские суды, с которыми им предстоит столкнуться, как пришлось Павлу, когда он предстал перед Феликсом, Фестом и Агриппой. Иисус предупредил, что даже члены их семей будут порой предавать их. Он добавил, что из-за Него христиане будут всем ненавистны. Но в этой борьбе, как и во всех других, по Его словам, "претерпевший до конца спасется”. Здесь речь идет не о прекращении существования иудейского народа, а о конце жизни отдельного человека. Христианская жизнь - не спринт. Это марафон. Это не единичный бой. Это длительная кампания. И спасется лишь тот, кто выстоит до конца.

Дж. Джеффри рассказывает об одном известном человеке, который не захотел, чтобы еще при его жизни писали его биографию. "Я видел столько людей, которые сходили с дистанции на последнем круге", - сказал он. Никто не может быть уверен в собственной безопасности, пока путешествие еще продолжается. Иисус сказал: “Претерпевший же до конца спасется”.

В стихе 10 Он - почти, кажется, мимоходом - добавляет, что прежде, чем будет разрушен Иерусалим, всем народам должно быть проповедано евангелие. Почти через тридцать лет после этих слов Иисуса в Mк. 13 Павел напишет в Кол. 1:23, что евангелие, фактически, уже “возвещено всей твари поднебесной”, показав тем самым, что к началу шестидесятых это пророчество уже было исполнено.

В следующих стихах Иисус предсказывает некоторые трагические события последней осады и падения Иерусалима:

«Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад, чтобы взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет» (ст. 14-19).

Иисус предупреждает, что при первых признаках неотвратимого нападения на Иерусалим люди должны немедленно убежать из города, не задерживаясь даже для того, чтобы взять одежду или другое какое имущество. Кстати, люди поступили как раз наоборот. Увидев, что римляне подходят к Иерусалиму, все поспешили в город. Их постигла такая смерть, о которой страшно даже говорить.

В стихе 14 приводятся слова Иисуса о мерзости запустения. Это выражение первоначально появилось в книге пророка Даниила. Даниил говорил о мерзости запустения, которое должно было вскоре постигнуть Иерусалим, очевидно, имея в виду действия греческого правителя и царя в 167 г. до н.э., за много лет до написания Нового Завета. Греческий правитель и царь по имени Антиох Епифан занял Иерусалим и установил языческий алтарь на территории храма. На нем он принес свинью в жертву греческому богу Зевсу. Даниил назвал действие Антиоха Епифана мерзостью запустения. Иисус воспользовался этим выражением в Своем пророчестве о том, что такая мерзость, какая однажды осквернила Иерусалим, случится вновь.

Лука в своем параллельном описании (Лк. 21) поясняет, что это запустение, о котором говорил Иисус, связано с римскими войсками, которые начнут осаду Иерусалима. В Лк. 21:20 приводятся слова Иисуса: “Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его".

В 70 г. н.э. Иерусалим окончательно пал, окруженный армией Тита, который вскоре стал римским императором. Ужасы той осады относятся к самым мрачным страницам человеческой истории. Люди собрались в Иерусалим из окрестных деревень, сделав противоположное тому, что им сказал делать Иисус. Титу ничего не оставалось, как голодом вынудить город сдаться. Иосиф Флавий поведал историю той ужасной осады в своем произведении “Иудейская война". По его словам, 97 000 иудеев было взято в плен, а 1 100 000 умерло от голода или же в результате устроенной затем в Иерусалиме резни. Улицы города были буквально завалены мертвыми телами, и многие умирали во время их погребения. Люди были доведены голодом до такого отчаяния, что ковырялись в нечистотах и навозных кучах в поисках чего-нибудь съестного. Они грызли кожаные ремни и башмаки. Он рассказал жуткую историю об одной женщине, которая убила и зажарила свое собственное дитя, а потом раздавала эту ужасную пищу тем, кто подходил к ее двери за подаянием.

Предсказание Иисуса в Mк. 13 о страшных днях, которые ожидали Иерусалим, трагически сбылось. Погибли тысячи людей, собравшихся в этом городе в поисках спасения. Остались в живых лишь те, кто послушался совета Иисуса и убежал в горы.

В стихе 20 Иисус добавляет: “И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни". Под избранными здесь подразумеваются христиане, а не иудейский народ. Бог избрал этих христиан потому, что они повиновались евангелию. Иисус говорит об этом в прошедшем времени: “И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть". Это пророческое прошедшее время, которое употребляется, когда говорят о чем-то таком, что Бог когда-то предназначил для будущего. Это было настолько точно, что звучало так, будто уже свершилось.

Бог сократил эти дни. Мы не знаем, как именно Он это сделал. Но из мировой истории нам известно, что личные безотлагательные дела заставили римских военачальников поспешно вернуться в Италию еще до фактического завершения осады. Иерусалим был разрушен, но народ еще не был уничтожен полностью. Может, это и был один из путей сокращения Господом тех дней. Историк Евсевий, живший спустя несколько веков, писал, что римские военачальники на удивление, безо всяких видимых причин прекратили атаку, предоставив оказавшимся в Иерусалиме христианам шанс бежать, и в то время тысячи бежали и нашли убежище в окрестных холмах. Евсевий также писал, что при нападении на Иерусалим не погиб ни один христианин.

Иисус сказал апостолам, что во время разрушения Иерусалима Он еще не явится, и ученикам не стоит ждать этого. В стихах 21-23 Он говорит:

«Тогда, если кто вам скажет: “вот, здесь Христос”, или: “вот, там”, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь; вот, Я наперед сказал вам все».

И вот мы подходим к самым трудным стихам главы. Создается впечатление, будто они непосредственно связаны со вторым пришествием Иисуса и с концом света. В стихах 24-27 говорится:

«Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба».

Эти стихи написаны таким выразительным, ярким языком, что многие считают, что так можно описывать только второе пришествие Иисуса, когда Он в конце времен явится на облаках со Своими ангелами. И все же, если к изучению этого отрывка подойти с позиции традиционного пророческого иудейского языка, то можно ясно увидеть, что в нем говорится о падении и конце существования иудейского народа.

В Ветхом Завете описание великих национальных бедствий часто дается в форме апокалипсиса, особого литературного жанра. В подобного рода писаниях для показа гибели народа употреблялись знакомые символы. Апокалиптический язык был хорошо известен иудейскому читателю Ветхого Завета. Иисус описывает неминуемый конец иудейского народа тем же языком, который использовался в Ветхом Завете для описания гибели других народов.

Например, когда над Вавилоном и Египтом нависла беда, пророки для ее описания воспользовались тем же языком. Возьмем для примера Ис. 13:10, где Бог говорит о конце Вавилона:

«Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим».

В дни Исайи слава Вавилона сияла как солнце, луна и звезды. Но Бог говорит устами Исайи: “Наступает время, когда слава Вавилона угаснет”. Чтобы показать конец народа и славы вавилонской, Он использует образ померкнувших солнца, луны и звезд, которые перестают светить. Если Святой Дух, говоря через пророка Исайю, воспользовался этим образным языком для описания падения такого языческого народа, как не знавшие Яхве вавилоняне, то не тем ли более Он должен был таким же языком описать падение и конец иудеев, Божьего избранного народа?

Иезекииль писал о Египте в Иез. 32:7, 8:

«И когда ты угаснешь, закрою небеса, и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою, и на землю твою наведу тьму, говорит Господь Бог».

Этот яркий образ помрачения солнца, луны и звезд был использован пророком для описания конца славы Египта.

Все это - апокалиптические писания, то есть писания, в которых гибель народа изображается посредством образов, взятых из реально существующей природы. Именно это мы находим в Mк. 13. Иисус, говоря в стихе 24: “Но в те дни после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего", - использует апокалиптический язык, чтобы сказать: “Конец иудейского народа и его славы близок. Конец грядет”. О конце иудейского народа Он говорит, как о гибели всей вселенной.

А как же стихи 26 и 27?

«Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба».

Многие комментаторы принимают как само собой разумеющееся, что слова “грядущего на облаках” означают приход Иисуса в конце времен. Однако тщательное изучение Писаний показывает, что это не безусловное толкование. Подобное выражение встречается в Ис. 19:1. Исайя писал: "Вот, Господь воссядет на облаке легком, и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы египетские, и сердце Египта растает в Нем”. Хотя в этом отрывке говорится о восседающем на облаке Господе, мы знаем, что египтяне, испытывая на себе Божий суд, не видели лично Иисуса или Бога. Образ восседающего на облаке Господа просто указывал на Его суд над народом Египта, так же как и Его появление на небесном облаке означает Его суд над иудейским народом.

Ангелы в стихе 27 вовсе не обязательно означают указание на второе пришествие. Греческое слово ангелос в Новом Завете нередко означает как небесных, так и земных вестников. В Лк. 7:24, где говорится о пришедших к Иисусу посланных от Иоанна, тоже употреблено это слово, хотя речь идет о посланцах, представителях Иоанна. В Mк. 13:27, говоря: "И тогда Он пошлет ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба", - Иисус подразумевает евангелизацию погибших во грехе посредством благовествования об Иисусе земными вестниками. Разрушение Иерусалима послужит сигналом конца определенного периода времени, когда Божья работа ограничивалась, в основном, одним народом, иудеями. Оно возвестит конец той эры и начало нового времени, когда избранные Божии, христиане, будут браться из всех народов под небесами. Избранные будут браться от четырех ветров, от края земли до края неба. Христиане потекут в царство со всех сторон. Господь использовал подобное выражение, когда в Лк. 13:29 говорил об универсальности евангелия: “И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царстве Божием”. Эта фраза означает рост церкви, а не конец света.

Разрушение Иерусалима Титом в 70 г. н.э. символизирует гибель всего мира в конце времен. Возможно, поэтому Иисус предпочел именно такой язык. При втором пришествии и конце света буквально исполнятся те пророчества, о которых Иисус говорил в Mк. 13. Об этом говорится и во 2 Пет. 3:10:

«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят».

Павел, говоря фессалоникийцам о втором пришествии, описывал его как то время, когда Господь Иисус явится с небес в пылающем огне со Своими могущественными ангелами. Он накажет тех, кто не знает Бога и не повинуется евангелию нашего Господа Иисуса Христа. Как ясно показывает язык Mк. 13, разрушение Иерусалима является символом этих событий. Второе пришествие было не прямым, а более широким символическим смыслом того, что сказал Иисус.

Иисус заканчивает свой разговор о разрушении Иерусалима уроком о смоковнице. В стихах 28 и 29 мы читаем:

«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях».

Иисус говорил, что люди могут определять обычные жизненные явления по признакам, которые они наблюдают в природе. Например, видя, что смоковница пускает листья, они знают, что приближается лето. Точно так же, когда люди увидят римские армии, движущиеся на Иерусалим, они поймут, что близится конец иудейскому народу.

Иисус сказал, что многие из слышавших эти Его слова будут еще живы, когда падет Иерусалим. Сказанное Им в стихе 30 является главной причиной, которая не позволяет утверждать, что Иисус говорил о конце света. Прочтем этот стих: “Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет”. Затем, в стихе 31, Он добавляет: “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут". Иерусалим ждало разрушение в том поколении. Позже, в назначенное Богом время, произойдет еще большая катастрофа, когда придет Иисус и разрушатся небеса и земля. Но слова Иисуса переживут все эти катаклизмы.

III. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ (13:32-37)

В завершающем разделе этой главы Иисус наставляет и предупреждает учеников о последнем дне и о конце света. Когда это произойдет? Вопреки ожиданиям иудеев, с разрушением Иерусалима мир не прекратит свое существование. Но конец света все же наступит в неопределенном будущем, в день и час, известный только Богу. Иисус говорит:

«О дне же том или часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».

По словам Иисуса, даже Он не знает дня и часа Своего второго пришествия. Есть истины, которые Иисус пожелал оставить на Божье усмотрение и в Божьих руках. И сегодня нет более сильного предупреждения и более ясного упрека тем, кто упорно вычисляет время и день второго пришествия! "Ангелы не знают; Я не знаю; знает только Бог”, - так сказал Иисус. Самое лучшее заверение, какое можно иметь, читая предсказания некоторых пророков последнего времени, - это слово Иисуса.

Из всего этого Иисус выводит одно практическое заключение. Он говорит: “Мы как те люди, которые знают, что их хозяин придет, но не знают когда". Мы живем в тени вечности. Это значит, что мы должны жить так, чтобы не играло роли, когда Он придет. Вся жизнь - это подготовка к встрече с Царем. Напоследок Иисус повторяет: "А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как сбылись слова Иисуса о разрушении Иерусалима, так сбудется и Его обещание второго пришествия. Разрушение Иерусалима было Божьим судом над иудейским народом за то, что он отверг Мессианство Иисуса.

Иисус вернется, но час тот и день людям знать не дано. И поскольку мы не знаем и не можем знать этого часа, мы должны всегда быть к нему готовы.

Готовы ли вы к приходу этого дня? История не стоит на месте. Вся человеческая история идет к тому часу икс, когда Иисус спустится с небес со Своими ангелами под звуки Божьей трубы и под возглас архангела. Что будет с вами, когда наступит этот час икс?

Церковь Христа