Как скрестить "Остров сокровищ" и "Одиссею капитана Блада" с космооперой, чтобы не было мучительно больно? Как написать подростковую фантастику, которая будет интересна и взрослым?
Я не знаю. Но я знаю, кто знает.
Спасибо за "лайк" и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале "Сай-фай ревью" ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
Мстительница
Фантастический роман "Мстительница" Аластера Рейнольдса — это приключенческая история Арафуры "Фуры" Несс, совсем юной девушки, живущей в далёком будущем в Мазариле, одном из миллионов искусственных миров, вращающихся вокруг Старого Солнца.
Ранее эти миры уже не раз заселялись разными цивилизациями, которые появлялись, развивались, осваивая новые космические объекты, но рано или поздно угасали и полностью вырождались. А на смену им приходили новые цивилизации, и так несколько раз.
Оставшиеся после таких Заселений артефакты — лакомый кусочек в придуманном Рейнольдсом мире. Некоторые артефакты лежат практически на поверхности, широко используются в быту. А некоторые спрятаны в хорошо защищённых силовыми полями космических мирах — шарльерах.
Чтобы попасть в такой шарльер, да ещё и пройти все уровни защиты внутри и вовремя улететь с сокровищами, нужен корабль с целой командой специалистов. Нужны люди, отвечающие за фотонные паруса кораблей, за расчёты времени, когда будет отключена защита шарльеров, за внутренние замки и ловушки, за оценку сокровищ, за связь и проч. На один из таких кораблей — космический парусник "Скорбящую Монетту" капитана Ракамора — и попадает Фура со своей старшей сестрой Адраной.
Отец девушек когда-то крайне неудачно вложился в одно дело и остался практически без средств. Вопреки его воле Фура и Адрана уходят из дома и нанимаются на корабль Ракамора в качестве чтецов костей.
Но не успев толком вкусить свободной жизни на борту "Монетты", не успев по-настоящему поохотиться на сокровища шарльеров, сестры разделяются.
Фуре предстоит не просто выжить в практически незнакомой ей среде, но и найти команду, способную вскрыть один из самых опасных шарльеров, чтобы стать наживкой для грозы всех исследователей космоса — кровожадной Босы Сеннен, десятки лет потрошащей чужие корабли. Тихой и спокойной девушке, ещё вчера зачитывавшейся книгами о других мирах, придётся полностью измениться, чтобы добиться своей цели.
"Пиратская" космоопера и young adult
Я не зря акцентировал внимание в заголовке на "пиратском" антураже "Мстительницы".
Во-первых, в глаза сразу бросается сходство романа Рейнольдса с морскими историями о поисках сокровищ и артефактов. Но вместо обычных парусных кораблей нас ждут космические корабли с фотонными парусами, вместо необитаемых островов с зарытыми сундуками — шарльеры с необыкновенной защитой, а вместо морских разбойников — коварная Боса Сеннен.
Во-вторых, истории о морях и дальних берегах, как мне кажется, не могут обойтись без ощущения знакомства с какой-то экзотикой. И тут Рейнольдс делает экзотичным образ космоса со Старым Солнцем и мирами вокруг него. Книга буквально ломится от слов и понятий, придуманных фантастом для мира "Мстительницы".
Тут и загадочные шарльеры, и дыхаль, без которой исследователям космоса никак не обойтись, и поглотители, создающие притяжение на космических объектах, а также инопланетные артефакты, с которыми взаимодействуют герои, и проч. Уверен, Рейнольдс мог бы описать мир "Мстительницы" и его героев "попроще" и "доступнее", однако намеренно использовал новые слова и объяснял множество понятий через контекст, чтобы заинтриговать читателя — чтобы не одной Фуре было интересно постигать этот фантастический мир!
Кроме того, стоит отметить, что "Мстительница" это ещё и эдакий young adult — подростковый роман. Ведь в основе истории — изменение Фуры, её превращение из тихой девочки, которую втянула в неприятности старшая сестра, в заглавную "мстительницу", которая может и совершает серьёзные поступки, идёт на ужасные вещи, чтобы достичь своей цели.
Рейнольдс задумывал "Мстительницу" как цикл, который будет интересен не только его обычной аудитории, но и более молодым читателям. Мне было интересно! Книга подкупает любопытным фантастическим миром, но нельзя не отметить и образ главной героини, через которую мы и знакомимся с этой вымышленной вселенной — живой и сложной личности.
Также заранее предупреждаю, что в книге нет любовной линии, чуть ли не обязательной для современной подростковой литературы.
Теневой капитан
Вскоре на русском выходит вторая книга цикла — "Чёрные паруса" (в ориг. Shadow Captain). Переводом вновь занималась Наталия Осояну, к слову, также пишущая о морских приключениях (правда, в фэнтези-сеттинге).
Во второй книге повествование ведётся от лица Адраны Несс. Фура не просто спасла сестру, но и стала капитаном чёрного корабля Босы. Однако трудности, выпавшие на долю каждой из девушек, сильно изменили их. И полагаю, вторая книга как раз о выстраивании отношений в новых условиях.
Интригует и завязка сюжета второй книги: вместе с кораблём сёстры "унаследовали" и его дурную славу, десятки лет формировавшуюся Босой. Они вынуждены скитаться на окраине известного космоса в поисках способа изменить чудовищную репутацию корабля, спасаясь от "старых и новых врагов".
Кроме того, согласно анонсу, сёстрам Несс предстоит "разгадать важнейшую для человечества загадку тринадцати Заселений, узнать, как и почему в окрестностях Старого Солнца возникали очаги цивилизации".
Затравку для этой "загадки" Рейнольдс сделал ещё в конце первой книги, а потому очень интересно узнать, что он приготовил для читателей.
Вот тут можно почитать о нюансах адаптации "Мстительницы" на русский язык от переводчицы Наталии Осояну.