Найти тему
Флориан Блэк

Uriah Heep "Conquest" (1980). Кошмарный провал или упущенный шанс?

Оглавление

Всё смешалось в стане Uriah Heep к концу семидесятых: личностные дрязги, обиды и амбиции разъедали изнутри некогда великую группу. Этот период можно охарактеризовать как "народ против Кена Хенсли": клавишник невзлюбил вокалиста Джона Лоутона и стал выживать его из коллектива, а остальные участники, в свою очередь, были недовольны привилегированным положением Хенсли, которого считали любимчиком менеджера Джерри Брона.

Слова Мика Бокса:

"Всё, что он писал, непременно должно было идти в дело... Но если использовать всё подряд, в конечном счёте страдает качество альбомов".

Мик тактично умалчивает, что за счёт авторских отчислений Хенсли зарабатывал гораздо больше остальных, и это тоже не способствовало тёплым взаимоотношениям. Когда накопившееся раздражение выплеснулось наружу, произошли сразу два события: в сентябре 1979 года из группы вынужден был уйти Джон Лоутон, хотя он уже начал записывать вокальные партии для следующего альбома, а затем дверью хлопнул и барабанщик Ли Керслейк, предварительно высказав Джерри Брону всё, что накипело.

Слова Ли Керслейка:

"Я, !!!! (непечатно) твою!!!! (непечатно) видел на !!!!!!!!!!!!!!!!! (непечатно)... Понял, ты, ?????? (непечатно)."

Таким образом, четырёхлетний период стабильности закончился, и группе пришлось в очередной раз пройти через болезненную процедуру смены состава. И если пустоту за ударной установкой достойно заполнил опытный Крис Слэйд, то выбор вокалиста стал очень непростой задачей. Оно и понятно: репертуар UH предъявляет к солисту повышенные требования, и кто попало не вытянет партии Байрона или Лоутона. В конечном итоге увольнение Лоутона бумерангом ударило по его инициатору Хенсли, ибо новый певец Джон Сломэн из уэльской банды Lone Star совершенно не пришелся "хипам" ко двору и его исполнение стало последней каплей для самого Кена, в сердцах покинувшего группу вскоре после выхода альбома, который получил гордое название "Conquest" - "Завоевание", хотя более уместно прозвучало бы "Капитуляция".

Слова Кена Хенсли:

"Коллектив сделал выбор в пользу Джона, хотя я возражал против этого решения. Он был хорошим музыкантом и классно выглядел, но в плане вокала мало что мог предложить. Он интерпретировал мои песни совершенно не так, как я их задумывал. Это было всё равно, что пригласить в Black Sabbath Джино Ванелли."

И хотя с лица Хенсли не сходила голливудская улыбка, на душе у клавишника наверняка скребли кошки, потому что обстановка в коллективе была просто аховая.

Mick Box/John Sloman/Chris Slade/Trevor Bolder/Ken Hensley
Mick Box/John Sloman/Chris Slade/Trevor Bolder/Ken Hensley

Но всё ли было так плохо с музыкальной точки зрения? Альбом показал, что несмотря на обилие негатива, Хенсли по-прежнему в состоянии писать отличный материал. Дар мелодиста никуда не исчез, и при более благоприятных обстоятельствах Хип могли бы без проблем встроиться в AOR-течение восьмидесятых вместе с Asia, Boston, Journey и подобными коллективами. Впрочем, они это и попытались чуть позже сделать, но без Хенсли обречены были остаться на вторых ролях. Возвращаясь к альбому Conquest, который большинство поклонников группы считает провальным, вспомним ещё раз вошедшие в него песни, а также посмотрим на некоторые из тех, что в альбом не вошли.

-3

Первая композиция имеет пророческое название No Return - Нет возврата. Действительно, для Uriah Heep возврата к прошлому уже не было. Тем не менее это классический, типичный для группы трек: торжественное звучание, драматический припев, фирменное многоголосие... Вопросы только к вокалу: Сломэн старается изо всех сил, но слушать его пение как-то неловко, настолько оно, как говорится, не в кассу. Всё познаётся в сравнении: приёмы, которые успешно использовал Байрон, а за ним и Лоутон, с этим голосом не работают, получается мяуканье дворового кота. То же самое относится и к другим трём песням с первой стороны пластинки. И мистическая Imagination (Воображение), и хитовая Feelings (Чувства), и особенно Fools (Глупцы) могли бы стать шедеврами, но... в другом исполнении. Сохранившиеся демо-версии с вокалом Лоутона только подтверждают это. Тем обиднее, что группа-то играет великолепно, и лишь фронтмен явно не в своей тарелке.

Поймите правильно: я не хочу сказать, что Сломэн - певец неумелый и никчёмный. Просто здесь он не на своём месте, только и всего. Группа ошиблась с выбором, и это ей дорого обошлось. Что поделать, великие вокалисты на дороге не валяются, и было очень рискованно избавляться от Лоутона, когда работа над альбомом уже велась.

Но продолжим краткий разбор полётов. В начале второй стороны альбом явно провисает: Carry On (Продолжай) и Won't Have To Wait Too Long (Долго ждать не придётся) - простенькие поп-песенки, какие-то даже суетливые. Несолидно для такой группы, как Heep. Впрочем, менеджмент был другого мнения и выпустил Carry On в виде сорокапятки, поместив на сторону B композицию Been Hurt - ещё одну вещь, первоначально записанную с Лоутоном на вокале.

С этим синглом связан неприятный эпизод, о котором позднее рассказал бас-гитарист Тревор Болдер в одном из интервью.

Слова Тревора Болдера:

"Когда мы сделали альбом Conquest, немецкая компания очень хотела выпустить сингл оттуда с моей песней" Fools". И я помню, как Кен Хенсли спорил в офисе с Джерри Броном, требуя, чтобы сингл вышел с его песней, а не с моей. Он даже грозился немедленно уйти из группы, если Брон не сделает так, как он хочет. В итоге, вопреки пожеланиям компании, вместо Fools была выпущена песня Хенсли - уже не помню, какая именно". Ещё одна трещина во взаимоотношениях - так и разрушалась некогда единая группа...

Тем не менее, альбом заканчивается на высокой ноте: баллада Out On The Street (Стоя на улице), где Хенсли выплеснул все свои разочарования и сомнения, даже с завываниями Сломэна звучит прекрасно, как и заключительная It Ain't Easy (Это нелегко), тоже написанная Болдером. На конверте пластинки написано, что Тревор исполняет в ней ведущий вокал, но на самом деле её поёт Сломэн.

Так чем же стал Conquest для Uriah Heep? Альбом нельзя считать провалом, наоборот, он здорово напоминает упущенный шанс для нового взлёта. Качество материала, не считая пары проходных песен, было таково, что диск мог бы превзойти два предшествующих альбома и стать новой классикой группы. Это косвенно подтверждает тот факт, что пластинка хорошо продавалась в Англии, даже в хит-парад попала, чего не добился ни один альбом с Лоутоном. Но в США альбом вообще не выпустили! Такое решение тоже послужило одной из причин ухода Хенсли. После его потери Uriah Heep попытались ещё побарахтаться, пригласив клавишника по имени Gregg Dechert (с ним была записана новая песня "Think It Over" - "Обдумай это"). Но вскоре, хорошенько всё обдумав, группу покинул и Сломэн, после чего дела пошли вразнос. Бокс и Болдер нанесли визит Дэвиду Байрону, приглашая его вернуться в родной коллектив, однако гордый вокалист ответил, что даже слышать об этом не хочет. "Я не мог поверить своим ушам!" - говорил об этом шокированный Бокс. Шок гитариста усугубился, когда его один за другим покинули и другие музыканты, оставив одного с правами на название. Как мы знаем, Мик сумел преодолеть депрессию и собрал новую версию Uriah Heep, но это уже совсем-совсем другая история. Что же касается альбома Conquest, он с годами стал слушаться даже лучше. Человек ко всему ведь может привыкнуть, даже к пению Джона Сломэна))

Третий альбом Uriah Heep как зеркало музыкальной революции

Uriah Heep "Salisbury" (1971). Для тех, кто в танке

Uriah Heep "Firefly" (1977). Новая надежда

Ken Hensley "Proud Words On A Dusty Shelf" (1973). Слова мудреца, музыка волшебника

Bakerloo, Mogul Thrash, Rough Diamond, Uriah Heep. Что объединяет эти рок-группы?

Всем доброго здоровья и до новых встреч!