Найти тему
Marga: просто история

9 кинообразов деспотичного красавца Сент-Джона

Я не могу так просто закончить свою серию постов, посвящённую сравнению образов героев романа Шарлотты Бронте "Джейн Эйр", не осветив ещё одного очень многогранного и интересного персонажа этой книги - пастора Сент-Джона Риверса, обретенного кузена Джейн.

Внешность Сент-Джона в романе неоднократно сравнивается с идеально красивой древнегреческой статуей:

"Он был молод, вероятно лет двадцати восьми - двадцати девяти, высокий, стройный; его лицо невольно запоминалось. Безукоризненные, правильные черты, прямой классический нос, рот и подбородок афинянина. Редко встретишь английское лицо, столь близкое к античным образцам. <...> У него были большие синие глаза с темными ресницами; над высоким лбом, белым, как слоновая кость, небрежно вились светлые волосы"*

Характер Сент-Джона плохо соотносится с образом сельского священника: он отнюдь не кроткая, мягкая натура. Мистер Риверс - решительный, властный, замкнутый и очень сложный человек. Он обладает незаурядным умом, но в душе его нет спокойствия и равновесия, в глазах - лихорадочный блеск, а в словах - постоянная горечь:

"Несмотря на его спокойствие, мне чудилось в линиях его лба и губ, в трепете ноздрей что-то неистовое, исступленное или беспощадное."
"...в нем было что-то замкнутое; угрюмое и даже мрачное. Хотя он ревностно исполнял свои пасторские обязанности и был безупречен в своей жизни и привычках, - он все же, видимо, не обладал той душевной ясностью, тем внутренним спокойствием, которые являются наградой истинного христианина и деятельного филантропа."*

Сент-Джон страстно влюблен в Розамунду Оливер, беззаботную, легкомысленную девушку "совершенной красоты". Она влюблена в него в ответ, но её заигрывания и "нежные" намеки причиняют ему только страдания и вызывают внутреннюю борьбу.

"...его мрачные глаза зажглись огнем и заблистали неудержимым волнением. И в этот миг он, оживший и порозовевший, показался мне красавцем почти в той же мере, в какой она была красавицей. Его грудь бурно вздымалась, как будто его пылкое сердце, наскучив деспотической властью ума, ширилось и рвалось к свободе."*

Но мистер Риверс умеет держать себя в руках, как бы это ни было сложно:

"Это трудная задача - сдерживать свои желания и преодолевать свои наклонности. Но что это возможно, я убедился на собственном опыте." (Сент-Джон о себе)*

Сент-Джон точно знает, в чем состоит его истинное призвание: стать миссинером. Ему претит тихая однообразная работа сельского священника.

"Да ведь это дороже для меня, чем кровь в моих жилах. Это та цель, которую я поставил себе, ради которой я живу!"(Сент-Джон о миссионерстве)*

Так же четко он уверен в том, что для этой жизненной цели ему нельзя жениться на своей возлюбленной:

"...хотя я люблю Розамунду Оливер безумно, со всей силой первой подлинной страсти и предмет моей любви утонченно прекрасен, - я в то же самое время испытываю твердую, непреложную уверенность, что она не будет для меня хорошей женой, что она не та спутница жизни, какая мне нужна" *

Мистер Риверс очень требователен и к себе, и к другим:

"...земная жизнь дана вовсе не для наслаждения, не пытайтесь сделать ее такой; и не для отдыха, - не предавайтесь лени."
"Он действительно жил только ради самых высоких и благородных стремлений, ради благой и достойной цели, но при этом он и сам не знал отдыха и бывал недоволен, когда отдыхали другие."*

С тех пор как Джен переезжает в Мурхауз, отношение Сент-Джона к ней заметно меняется. Он становится к ней гораздо нетерпимее, начинает оказывать на нее влияние, которое часто ей в тягость:

 "Я уже не решалась при нем свободно говорить и смеяться, ибо ощущение какой-то скованности упорно и назойливо напоминало мне, что живость (по крайней мере во мне) ему неприятна. Я знала, что он допускает только серьезные настроения и занятия и ничто другое при нем невозможно."*

Позже становятся понятны его повышенные стандарты по отношению к Джен: он готовит ее в свои жены и спутницы для миссионерской поездки в Индию. И даже несмотря на мольбы Джен и ее заверения, что она не подходит для этой работы, Сент-Джон не отступает, а твердо и напористо убеждает ее в обратном:

"...вы созданы для труда, не для любви. Вы должны, вы будете женой миссионера. Вы будете моей: я зову вас не ради своего удовольствия, но для служения всевышнему."*

После долгих, продуманных, манипулятивных речей, Джен соглашается поехать в Индию с одним условием: не жениться друг на друге. Но Сент-Джону этого недостаточно и он продолжает убеждать ее в своей правоте, при этом не гнушаясь оскорбительных высказываний и ударяя по больным местам своей "жертвы":

"Откажитесь стать моей женой, и вы навсегда замкнетесь в кругу эгоистического благополучия и бесплодного прозябания. Берегитесь, как бы вам не оказаться в числе тех, кто изменил вере и стал хуже неверных."*

Используя современный психологический термин, мы бы назвали Сент-Джона настоящим "абьюзером" - то есть человеком, который применяет насильственные методы (в основном, психологические) для достижения своей цели.

Сент-Джон специально отстраняется от Джейн, при этом нарочито тепло общаясь со своими сестрами, чем причиняет ей искреннюю боль.

"Все это было для меня пыткой - утонченной, длительной пыткой."*

В конце концов, когда Джен почти сдается, ей приходит видение о Рочестере и на следующий день она уже покидает Мурхауз. О судьбе Сент-Джона мы узнаем, что он исполнил свое предназначение и стал миссионером.

Сент-Джон мне напоминает Клода Фролло из "Собора Парижской Богоматери", о котором я также как-то писала: такая же страстная натура, запертая в теле священнослужителя. Но если Клод Фролло уже не в силах сопротивляться своим низменным желаниям, то Сент-Джон весьма решительно настроен, да и методы он выбирает более тонкие, например, шантаж вместо физического насилия.

Итак, перед нами деспотичный, жёсткий человек с внешностью Аполлона, который способен на истинные сильные чувства, но искусно их подавляет ради некой "высшей" цели. Очень интересно, наконец, взглянуть как с изображением такого непростого героя справились актеры и режиссеры в экранизациях романа.

Первый в нашем списке, как всегда, фильм 1934 года, в котором мистером Риверсом стал актер Десмонд Робертс.

Десмонд Робертс, исполняющий роль Сент-Джона в 1934г. (Фото актера, так как кадр из фильма по причине плохого качества сделать невозможно), Источник: imdb.com
Десмонд Робертс, исполняющий роль Сент-Джона в 1934г. (Фото актера, так как кадр из фильма по причине плохого качества сделать невозможно), Источник: imdb.com

Эта роль в фильме настолько незначительна, что имени актера нет даже в титрах. И действительно - он появляется на экране едва ли на минуту, вся его сюжетная линия, как кузена Джейн, была немилосердно вычеркнута. Мы узнаем лишь, что он - некий "мистер Риверс", с которым мисс Эйр намерилась поехать в Индию, став его супругой. При этом именно она твердо рассуждает о необходимости это шага. На свой книжный образ Сент-Джон внешне совсем не похож: это полулысый мужчина в летах с хищным профилем. О внутренних его качествах же мы ничего не знаем, поэтому можно считать, что режиссеры этого героя решили пропустить.

Немногим лучше дела обстояли в 1943 году. Роль Сент-Джона в этой экранизации исполнил тезка героя- Джон Саттон.

Джон Саттон в роли Сент-Джона, 1943г, Источник: imdb.com
Джон Саттон в роли Сент-Джона, 1943г, Источник: imdb.com

Здесь персонажи даже в Индию не собирались. И вообще Джейн повезло гораздо больше оригинала: она сразу же приехала в гостеприимный дом к своим родственникам, а не скиталась по болотам, умирая от голода. Сент-Джон в этом фильме выступает в роли гонца: он приносит Джейн письмо, в котором сообщается, что ее разыскивает мистер Рочестер, а затем и сжигает это послание под ее беззвучные рыдания. По кадру из фильма понятно, что к внешнему сходству с героем создатели не стремились, как и к раскрытию его личности, поэтому вердикт, как и в прошлой постановке: как будто и не было.

Переместимся же почти на 30 лет вперёд в американскую постановку 1970 года, в которой образ Сент-Джона постарался воплотить на экране актер Иэн Баннен.

Иэн Баннен в роли Сент-Джона, 1970г, кадр из фильма
Иэн Баннен в роли Сент-Джона, 1970г, кадр из фильма

В отличие от предыдущих экранизаций, этой образ Сент-Джона раскрылся хоть как-то. Актер, конечно, совсем не выглядит, как "светловолосый Аполлон", но качества характера пастора Риверса он передать постарался. Как минимум, он выглядит замкнутым и неприступным, но при этом истинным фанатиком своего дела. Хорошо передано то, как Джейн остерегается, почти что боится его и то, как он воздействует на нее: подавляюще и почти что гипнотизирующе. Но все же образ получился несколько однобоким, поэтому до "истинного" мистера Риверса он не дотягивает.

Следующий Сент-Джон из английской экранизации 1973 года, которого сыграл Джеффри Уайтхед, оставил схожие впечатления.

Джеффри Уайтхед  в роли Сент-Джона, 1973г, Источник: imdb.com
Джеффри Уайтхед в роли Сент-Джона, 1973г, Источник: imdb.com

Героя даже сделали блондином и это, наверное, единственное его сходство с книжным мистером Риверсом. Не знаю, как это получилось, но на экране Сент-Джон выглядит как будто даже неуверенным и рассеянным, а не решительным и твердым. Казалось бы, экранизация почти дословная, а все равно с героем такое явное несовпадение. Жаль.

Мы добрались уже до половины и до самого знаменитого сериала по Джейн Эйр, сериала 1983 года. Роль Сент-Джона исполнил актер Эндрю Бикнелл.

Эндрю Бикнелл в роли Сент-Джона, 1983г, Источник: Яндекс картинки
Эндрю Бикнелл в роли Сент-Джона, 1983г, Источник: Яндекс картинки

Вот здесь я, наконец, увидела и правильные черты лица, и греческий профиль, и даже видимую непроницаемость при хорошо сдерживаемое эмоциональности. Сент-Джон своей деспотичной волей и манипуляциями практически подчиняет Джейн себе, но видение ее спасает. Мне понравилось также и то, что пастор в фильме отнюдь не выглядит как чудовище, а лишь как человек, твердо уверенный в своих суждениях и не предполагающий другого мнения. Собственно, снова мы убедились в том, что в этой экранизации все актеры на своих местах.

В фильме 1996 года в роли Сент-Джона мы видим Сэмюэла Уэста.

Сэмюэл Уэст в роли Сент-Джона, 1996г, Источник: Яндекс картинки
Сэмюэл Уэст в роли Сент-Джона, 1996г, Источник: Яндекс картинки

Дело, конечно, субъективное, но пухлые щеки, маленькие глаза и безвольный подбородок не очень вяжутся у меня с понятием "античной" красоты. Да и "абьюзер" из него получился, честно говоря, не очень: убеждает Джейн он как-то без огонька, да и остальные его приемы по "укрощению" своенравной кузины выглядят неубедительными.

Схожее впечатление на меня произвел и образ Сент-Джона в экранизации следующего, 1997 года. Роль мистера Риверса исполняет Руперт Пенри-Джонс.

Руперт Пенри-Джонс в роли Сент-Джона, 1997г, Источник: Яндекс картинки
Руперт Пенри-Джонс в роли Сент-Джона, 1997г, Источник: Яндекс картинки

Сент-Джон в этом исполнении играет доброго братца, который действует не прямыми угрозами и жёстким давлением, но лестью, сладкими речами и подкупающими улыбками. Серьезный до мозга костей книжный Сент-Джон просто в страшном сне не мог бы себе представить такого поведения, поэтому совсем не то.

Излишняя жизнерадостность присуща и Эндрю Бучану - исполнителю роли Сент-Джона в 2006 году.

Эндрю Бучан в роли Сент-Джона, 2006 г, Источник: Google pictures
Эндрю Бучан в роли Сент-Джона, 2006 г, Источник: Google pictures

Если в предыдущих двух экранизациях создатели хоть пытались подобрать актеров, в чем-то внешне соответствующих образу Сент-Джона по описанию из книги (как минимум, приглашая блондинов), то в этом мини-сериале они даже пытаться перестали. Брюнет с подвижным эмоциональным лицом на роль как будто ожившей античной статуи с соответствующим спектром эмоций - почему бы и нет. И, как я уже говорила, в кадре он источает радость к жизни и как будто даже добродушие, что никак не применимо к сдержанному "каноничному" Сенту-Джону .

Итак, последняя экранизация 2011 года: роль пастора Риверса играет Джейми Белл.

Джейми Белл в роли Сент-Джона, 2011 г, Источник: Яндекс картинки
Джейми Белл в роли Сент-Джона, 2011 г, Источник: Яндекс картинки

Этого Сент-Джона я торжественно признаю самым добрым и сердечным из всех. Он заботится о Джейн от доброты душевной, а не из-за христианского милосердия. Он даже не манипулирует мисс Эйр, внушая ей чувство долга и мысли о том, что для любви и заботы она не создана, а лишь просит ее стать его женой, хоть и достаточно эмоционально.

Итого, из всех образов Сент-Джона я снова выберу вот неожиданность экранизацию 1983 года с актером Эндрю Бикнеллом. Он единственный из всех, кому удался такой цельный образ пастора - от внешности, до характера. Остальные к нему даже не приблизились.

*"Джейн Эйр" Шарлотта Бронте