Эти фотографии сняты в 1912-1913 годах, в селе Ларьяк, и окрестностях. Ныне Ларьяк — это село в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Автор фотографий называет людей, присутствующих на этих кадрах, остяками. Так раньше обобщенно звали некоторые народы, проживающие в Сибири: хантов, кетов (также енисейских остяков), югов (также сымских остяков), селькупов (также остяков самоедов).
Остяки, как русские, и любые другие народы жили в очень разном достатке, и потому могли очень различаться внешне, особенно в плане одежды, и окружающего их быта. Здесь я покажу зажиточных остяков.
Почему они зажиточные? Могу предположить, в первую очередь потому, что они сильно обрусели.
Судя по внешнему виду некоторых остяков там даже есть межнациональные связи, то есть они могли создавать семьи с русскими.
Тут вот тоже, подписано, что это русские дети, но явно присутствует пара метисов.
Они переняли русские традиции и образ жизни. И, конечно, одежду. Причем, интересно, что остяки начали в селе одеваться как русские.
А русские за пределами поселка, на охоте или в экспедициях, наоборот переняли одежду у местных.
Также очень важная причина достатка и хорошего внешнего вида: остяки уже не вели 100% кочевой образ жизни, а жили в поселке (не обязательно круглый год, но какую-то его часть).
Благодаря этому остяки, во-первых, могли без проблем торговать результатами своего труда.
То есть, если они охотились, то торговали ценными пушными шкурками. Если рыбачили - рыбой и икрой. Если занимались оленеводством, то, соответственно, продавали оленье мясо, и все производные.
Во-вторых, в поселок было проще привезти любые товары. Ту же швейную машинку. Если ты кочуешь, то не факт, что тяжелые предметы быта туда вообще повезут (и что ты сам сможешь с ними комфортно кочевать). В поселке же организовать комфортную жизнь уже попроще, и проще купить то, что душа захочет.
В-третьих, живя в поселке, а не где-то в тундре или дикой тайге, ты чаще пересекаешься с очень разными людьми, и купцами, и путешественниками, и священниками, и даже учеными.
От этих людей волей-неволей наберешься полезных знаний; многие просто могут делиться опытом - как избежать обмана, как не пойти на поводу у хитрых торговцев, покупающих твой товар. Просто даже объяснят реальную ценность добычи.
Да и вообще в поселках чаще строили церкви (миссионеры активно пытались переучить язычников в правильную веру), и при церквях организовывались школы.
Таким образом именно в поселках появлялось все больше образованных коренных. А образование помогало понять свою выгоду, и правильно вести свои дела.
Таким образом, коренные жители Сибири могли жить очень разной жизнью.
Если один человек живет в поселке, а другой кочует, то образ жизни, доход, внешность, образование у них логичным образом будут различаться.
Вот для сравнения. Тоже остяки (енисейские). А выглядят совсем иначе, и образ жизни совсем иной, чем у тех же коренных сибиряков, показанных ранее в статье.
И обратное сравнение. Тоже остяки, но в селе Болчаровское. Радикальная разница.