Найти тему
sevprostor

Красивые и богатые коренные Сибиряки, какими они были (и благодаря чему они смогли такими стать)

Эти фотографии сняты в 1912-1913 годах, в селе Ларьяк, и окрестностях. Ныне Ларьяк — это село в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Автор фотографий называет людей, присутствующих на этих кадрах, остяками. Так раньше обобщенно звали некоторые народы, проживающие в Сибири: хантов, кетов (также енисейских остяков), югов (также сымских остяков), селькупов (также остяков самоедов).

1912. Остяк из села Ларьяк
1912. Остяк из села Ларьяк

Остяки, как русские, и любые другие народы жили в очень разном достатке, и потому могли очень различаться внешне, особенно в плане одежды, и окружающего их быта. Здесь я покажу зажиточных остяков.

1912. Село Ларьяк. Лошадиная нарта
1912. Село Ларьяк. Лошадиная нарта

Почему они зажиточные? Могу предположить, в первую очередь потому, что они сильно обрусели.

1912. Село Ларьяк. Молодой остяк
1912. Село Ларьяк. Молодой остяк
1912. Село Ларьяк. Местный остяк 1912. Село Ларьяк. Местный остяк
1912. Село Ларьяк. Местный остяк 1912. Село Ларьяк. Местный остяк

Судя по внешнему виду некоторых остяков там даже есть межнациональные связи, то есть они могли создавать семьи с русскими.

-5

Тут вот тоже, подписано, что это русские дети, но явно присутствует пара метисов.

1912. Село Ларьяк.Русские дети
1912. Село Ларьяк.Русские дети

Они переняли русские традиции и образ жизни. И, конечно, одежду. Причем, интересно, что остяки начали в селе одеваться как русские.

1912. Село Ларьяк. Местные русские и остяки
1912. Село Ларьяк. Местные русские и остяки

А русские за пределами поселка, на охоте или в экспедициях, наоборот переняли одежду у местных.

1913. Село Ларьяк. Местный русский житель и остяк с верховьев
1913. Село Ларьяк. Местный русский житель и остяк с верховьев

Также очень важная причина достатка и хорошего внешнего вида: остяки уже не вели 100% кочевой образ жизни, а жили в поселке (не обязательно круглый год, но какую-то его часть).

1912. Село Ларьяк. Дети инородцы-остяки возле дома
1912. Село Ларьяк. Дети инородцы-остяки возле дома

Благодаря этому остяки, во-первых, могли без проблем торговать результатами своего труда.

1912. Село Ларьяк. Пароход у села
1912. Село Ларьяк. Пароход у села

То есть, если они охотились, то торговали ценными пушными шкурками. Если рыбачили - рыбой и икрой. Если занимались оленеводством, то, соответственно, продавали оленье мясо, и все производные.

1912. Село Ларьяк. Охотник-остяк
1912. Село Ларьяк. Охотник-остяк

Во-вторых, в поселок было проще привезти любые товары. Ту же швейную машинку. Если ты кочуешь, то не факт, что тяжелые предметы быта туда вообще повезут (и что ты сам сможешь с ними комфортно кочевать). В поселке же организовать комфортную жизнь уже попроще, и проще купить то, что душа захочет.

1912. Село Ларьяк. Остячка в юрте
1912. Село Ларьяк. Остячка в юрте

В-третьих, живя в поселке, а не где-то в тундре или дикой тайге, ты чаще пересекаешься с очень разными людьми, и купцами, и путешественниками, и священниками, и даже учеными.

1912. Село Ларьяк. Русский и остяк
1912. Село Ларьяк. Русский и остяк

От этих людей волей-неволей наберешься полезных знаний; многие просто могут делиться опытом - как избежать обмана, как не пойти на поводу у хитрых торговцев, покупающих твой товар. Просто даже объяснят реальную ценность добычи.

1912. Село Ларьяк. Остяк
1912. Село Ларьяк. Остяк

Да и вообще в поселках чаще строили церкви (миссионеры активно пытались переучить язычников в правильную веру), и при церквях организовывались школы.

1912. Село Ларьяк. Сельский храм
1912. Село Ларьяк. Сельский храм

Таким образом именно в поселках появлялось все больше образованных коренных. А образование помогало понять свою выгоду, и правильно вести свои дела.

1912. Село Ларьяк. Остячка с верховьев реки Таз
1912. Село Ларьяк. Остячка с верховьев реки Таз

Таким образом, коренные жители Сибири могли жить очень разной жизнью.

1912. Село Ларьяк. Местные остяки
1912. Село Ларьяк. Местные остяки
1912. Село Ларьяк. Остяки с реки Таз
1912. Село Ларьяк. Остяки с реки Таз

Если один человек живет в поселке, а другой кочует, то образ жизни, доход, внешность, образование у них логичным образом будут различаться.

Вот для сравнения. Тоже остяки (енисейские). А выглядят совсем иначе, и образ жизни совсем иной, чем у тех же коренных сибиряков, показанных ранее в статье.

-19
-20
-21
-22

И обратное сравнение. Тоже остяки, но в селе Болчаровское. Радикальная разница.

Село Болчаровское. Дети остяки 8 и 10 лет Село Болчаровское. Дети остяки 8 и 10 лет
Село Болчаровское. Дети остяки 8 и 10 лет Село Болчаровское. Дети остяки 8 и 10 лет