Найти тему
Журнал "Лучик"

«Дружба жёнами», точки на запястьях и другие необычные сведенья о чукотском народе

Чукчи говорили: "Русские напрасно удивляются тому, что мы держим так много собак. Собака – хранитель человека, сильная помощь во всяком несчастии, верный друг, оберегающий от злого начала".

1. Территория чукчей считалась «не вполне покоренной».

Действительно, по указу Екатерины II чукчам были предоставлены более широкие права, чем жителям центральной части России. Например, чукчи «платили ясак, количеством и качеством какой сами пожелают» (налог в виде шкур животных) и даже сохраняли полную независимость во внутренних делах. Это значит, что если преступление было совершено на их земле, то и наказание следовало от рук своих собратьев, согласно местным законам.

В 1885 году капитан А. А. Ресин описал: «В сущности же весь крайний северо-восток не знает над собой никакой власти и управляется сам собой».

Это происходило потому, что русские войска никак не могли справиться с непокорным народом. Русские походы оборачивались бесконечными неудачами. Поэтому было принято решение – походы прекратить, а отношения вести с большой осмотрительностью.

2. Чукчи обладали суровым нравом

Неспроста русские походы против них были неудачными Чукчи были жестокими и свирепыми воинами, подавляющими соседние народы. Основное оружие чукчей было дальнего боя — лук, изготовленный из двух пород дерева: берёзы и лиственницы. Наконечники делались из клыка, камня и кости, а на тетиву шли ремни, нарезанные из тюленьей кожи, или сухожилия. Колчан чукчи носили за спиной, как ранец. В качестве яда для своих стрел чукчи использовали обычный лютик. Чукчи готовили из его корня смертоносное зелье и смазывали им наконечники стрел.

Мэргэв
Мэргэв

Многие воины носили мэргэв – панцирь из кожи моржа. Дополнительная пластина из кожи сивуча прикрывала грудь. Но самые храбрые воины стыдились носить такую защиту, считая её знаком трусости. Тем более, что носить панцирь было тяжело и неудобно. После победы над врагом чукчи согласно обычаю татуировали на руках изображение убитого врага. Как правило, татуировка победителя выглядела как точка на задней стороне правого запястья. У наиболее опытных воинов точки сливались в линию, идущую от запястья к локтю.

Жёсткости характеру чукчей добавляли суровые условия Крайнего Севера. Чукчи питались мясом, внутренностями оленей и тюленей, листьями и корой полярной ивы, варили суп с моняло (полупереваренный мох из оленьего желудка).

3. Дети и женщины не имели никаких поблажек

Обычай запрещал женщинам стонать во время родов (и в целом вслух выражать страдание). Также не допускалась помощь других женщин. Женщина сама совершала все необходимое для себя и для новорожденного. Если помощь при родах все-таки понадобилась, то женщину и ее мужа ждали насмешки от окружающих. Возможно поэтому, широкий таз (видимая предпосылка к успешным родам) считался главным признаком красоты женщины. Поэтому формула комплимента для женщины звучала примерно так:

"Большая женщина, большой таз, длинные косы - ŋausqatьcŋьn, ŋoiŋьqjbn, kьttalcьŋьn".

-3

Чукчи привыкли к холоду и прочим невзгодам жизни. Маленькие дети целые дни проводили на открытом воздухе, несмотря на жестокий холод и сильный ветер. Женщины шили на открытом воздухе даже при температуре –30° по Цельсию. Их пальцы оставались незащищенными в течение нескольких часов работы. А подвижная работа согревала чукчей настолько, что они потели и сбрасывали с плеча свой широкий корсаж, и даже закладывали большие куски снега себе за пазуху.

Охотники на диких оленей отправлялись на охоту с малым запасом пищи, рассчитывая на добычу. При неудаче они почти ничего не ели в течение нескольких дней, продолжая преследовать добычу. Оленные пастухи, мужчины или женщины, частенько проводили по двое–трое суток без сна. Молодая девушка, целый день сшивающая шкуры, потом стерегла стадо всю ночь, а наутро снова принималась за дело.

4. Была ли «дружба жёнами»?

На эту тему ходит много анекдотов:

— На Чукотке обычай есть, однако, такой: когда к чукче в чум гость приходит, то чукча ему свою жену предлагает.
— А это зачем?
— Так иначе, однако, никто по такому морозу в гости ходить не станет!

Существовало ли это явление на самом деле?

Исследователь русского севера Карл Мерк (XIX век) писал:

"Женщины-чукчи выступали в качестве доказательства достижения положительного результата в договорных отношениях между мужчинами — если чукчи-мужчины, завершив сделку, «ударяли по рукам», они для закрепления договорённости могли обменяться жёнами".

То есть, вместо того, чтобы «дружить семьями», у чукчей была «дружба жёнами» — это называлось нгэвтумгыт.

-4

Как считает профессор РАН Сергей Арутюнов, как атавизм подобная «дружба» встречалось у чукчей до 20 века, позже обычай исчез. Карла Мерка крайне удивляла такая свобода в обращении с чукотскими женщинами. Мужчина мог предоставить шаману жену, если тот изъявлял такое желание. Женщина переходила «во владение» младшему брату мужа, если её муж умирал. Этот обычай существовал, чтобы облегчить женщине жизнь и быт, особенно если у неё были дети. Мужчина, что женился на вдове, обязан был усыновить всех её детей. Таким образом, в семье у мужчины могло быть две или даже три жены. В определённом кругу побратимов и родственников даже позволялось взаимная «дружба с женами» по соглашению.

5. Приморские чукчи отправляли своих стариков на мороз

Положение старшего поколения было не особенно почетно. Морской промысел требовал большого напряжения физических сил, смелости, активности. Важное место занимали молодые, выносливые люди. Кроме того, приморская жизнь отличалась чередованием периодов жестокого голода с периодами сравнительного изобилия. Это жизнь была тяжела. Морские охотники меньше жили.

-5

Еще в 18 веке продолжительность жизни стариков регулировалась экономическими причинами:

"Когда у которого сына отец или мать придут в старость, то их у себя более не держат, а в бывающие морозы отвозят от своих жилищ вдаль и оставляют, где они и замерзают".

У оленеводов старики жили дольше, вследствие появления и развития нового предмета собственности. Например, старики могли являться владельцами стада.

Читайте также:

Чувство леса и чувство юмора африканских пигмеев