Найти в Дзене
Лаборатория гранолы

Путь Granola.Lab: от домашней кухни до масштабного производства

Оглавление

Мы производим 30 тонн гранолы в месяц (и это в три раза больше, чем было год назад), сохранили подход «готовить, как дома для себя». Продаемся в странах СНГ и 16 городах России. В нашей граноле 50% орехов и ягод, 50% злаков, никакого сахара — то, что не поменялось со времен первой партии.

Елена Наумова и её пёс Ачинск
Елена Наумова и её пёс Ачинск

Елена Наумова, основательница Granola.Lab:

До создания Granola.Lab, еще будучи тележурналисткой, я редко находила время для полноценного завтрака в сумасшедшем рабочем графике. Когда я узнала про гранолу, она мне понравилась, в том числе, простотой приготовления. Потратив три часа, можно было напечь ее на месяц вперед. Завтрак стал занимать пару минут: добавила свежие фрукты, залила йогуртом и — готово, можно бежать на работу. С Granola.Lab мы попали в большой тренд: люди начали следить за тем, что едят, за натуральностью в составах продуктов. Пищевой индустрии приходится меняться. Мы поняли, что можем стать одной из тех крафтовых компаний, которые потеснят производственных гигантов. За 2020 год мы напекли 260 тонн только гранолы без учёта баточников (в 2109-м было 150), что не мешает нам продолжать контролировать качество каждой партии и каждого ингредиента.

Начало лаборатории: первые 4 формулы и московские фестивали

Сегодня гранола от Granola.Lab стоит на полках «Азбуки Вкуса» и «Глобуса», мы производим больше десятка товарных позиций в разной упаковке, и доставляем в любые регионы России. Также готовим гранолу для собственных брендов «ВкусВилла», «Перекрёстка», «Яндекс.Лавки» и интернет-магазина 4fresh. А в 2015 году первые 50 килограммов продукта появились на домашней кухне основательницы компании Елены Наумовой.

История нашей гранолы началась летом — с фестиваля GoVegan в московском парке «Сокольники». В течение того же лета мы продавали гранолу на фестивалях «Московское варенье», Seasons Market, «Городском маркете еды» и других городских мероприятиях. Так наша команда из двух человек тестировала первые формулы гранолы и спрос аудитории.

У нас был бодрый старт: мы запустили пробный сайт и страницы в соцсетях, переехали с кухни на маленькое производство на Таганке, наняли повара. Уже к концу года наша гранола продавалась в десятках магазинов здорового питания. Также появились постоянные клиенты, заказывающие через сайт.

Выбор поставщиков и заход в сетевые магазины

Мы сразу хотели делать качественно, из проверенных продуктов — как для себя. Поэтому тщательно выбирали по всей России и за рубежом тех, кто будет поставлять ингредиенты. Поставщика цельных овсяных хлопьев мы нашли в Тульской области, отборной зеленой гречки в Алтайском крае. Грецкий орех и шелковицу везём из Краснодарского края, а финиковый сироп — из Ирана.

Сложнее всего было найти поставщиков орехов, которые не растут в России. Мы ориентировались на международные стандарты сертификации и стали сотрудничать только с теми, кто смог подтвердить высокие характеристики орехов.

В том числе благодаря партнерам за 2016 год Granola.Lab произвела 8 тонн гранолы и встала на полки небольших сетевых магазинов. Производство переехало в новое оборудованное помещение на территории завода «Кристалл».

Инвесторы, дизайнерская упаковка и выход на СНГ

В течение 2017-го Елена Наумова окончила Стартап-академию школы «Сколково» — это помогло придумать стратегию развития и привлечь инвесторов. Granola.Lab переехала в помещение, соответствующее требованиям европейского сертификата ХАССП. Это позволило сотрудничать с крупными сетями и гарантировать высокое качество гранолы.

В 2018 мы продали уже 120 тонн гранолы и открыли представительства в Казахстане, Армении и Белоруссии.

В том же году мы заказали дизайн упаковки в студии Артемия Лебедева — так мы решили выделиться на фоне крафтовых пакетов, в которые обычно фасуют гранолу. Получился новый формат — единая упаковка для 6 порционных пакетов.

Мы поставили дизайнерам задачу — придумать удобную упаковку, которая сохранит вкус гранолы и которую заметят покупатели. Также она должна была отразить наш серьезный подход к созданию рецептов. На разработку ушло почти полгода: дизайн-команда придумала оригинальную форму, подобрала шрифт и цвета, нарисовала иллюстрации и пиктограммы.

Упаковка получилась запоминающейся и функциональной. Внутри картонной коробки — 6 прозрачных пакетов, в каждом отдельная порция гранолы. На обратной стороне упаковки мы разместили рецепты, полезные факты об ингредиентах, советы по употреблению. Так наша гранола стала более узнаваемой и удобной для покупателей.

Но прошло 2 года, и мы решили отказаться от этой упаковки, в том числе из-за соображений экологичности. Она выполнила свою миссию, и наступило время меняться. Мы стали лучше ориентироваться в потребительском опыте и видим, что на самом деле ждут покупатели от упаковки простоту и удобство.

Елена Наумова:

Мы, как производители, можем гнаться за оригинальностью и стремиться удивить всех конкурентов, но на первом месте должны стоять потребности людей, которые едят гранолу. А им хочется, чтобы упаковку можно было легко открыть и плотно закрыть, самим отмерять порцию и видеть, что внутри пакета ещё на этапе покупки.

Крупные игроки и гранольные батончики

В 2019 году мы появились на полках федеральных сетей. В 50 магазинах «Азбуки Вкуса» продается линейка Wild Crunch, созданная совместно с Фондом защиты дикой природы WWF Russia. Для линейки мы придумали 6 вкусов и запоминающуюся упаковку. В планах — появиться на полках всех 180 точек сети.

-5

Магазины здорового питания «ВкусВилл» продают под своей маркой две наших гранолы: мятно-шоколадную и кофейную. Из всех поставщиков гранолы они выбрали именно нас, после того как провели строгий аудит производства. Это еще раз подтвердило качество гранолы — нам доверяют крупные игроки.

Мы запустили производство гранольных батончиков в 5 вкусах. Сегодня их можно купить в офлайн-точках и на маркетплейсах, как и всю нашу гранолу. Наша продукция продаётся на Wildberries и Ozon.

Локдаун

Как производство гранолы пережило кризисный год? На фоне пострадавших отраслей – неплохо. Когда всех закрыли по домам, люди стали закупать продукты впрок, в том числе, гранолу. Она долго хранится (до 6 месяцев), в ассортименте есть гречневая, что отлично легло на волну гречишного помешательства. Таким образом, в первые месяцы кризиса наши продажи даже выросли, но когда люди успокоились, всё вернулось к прежним объёмам.

В целом, последствия пандемии на нашей компании не сказались, но и перехода на новый уровень добиться не удалось. На плаву мы удержались благодаря крупным сетям, на полках которых уже стояла наша продукция. Но, к сожалению, срывались планы по выходу к другим ритейлерам. Все откладывали принятие решений по новичкам на начало 2021 года, что стоило компании нескольких миллионов упущенной выгоды.

Цифры по итогам 2020-го:

✔ 260 тонн гранолы мы продали за 12 месяцев

✔ 11 видов гранолы и 5 видов батончиков

✔ более 2000 магазинов продают нашу гранолу

✔ 25 человек в команде

Наконец, наступил 2021 год, и мы смогли договориться с «Перекрёстком» на производство гранолы под их брендом «Зелёная линия». В московских и питерских магазинах этой сети теперь можно найти два вида гранолы, рецепты для которых были разработаны также в нашей лаборатории.

А если вы хотите создать свою гранолу, чтобы быть уверенным в её качестве, свяжитесь с нами, и мы возьмём решение этого вопроса на себя.