Ежедневно нам нужно решать десятки крупных и мелких задач: на работе, в быту, в общении с людьми и многих других сферах. И довольно часто это требует нового, креативного и эффективного подхода, который поможет достичь поставленной цели. Как раз для поиска таких небанальных и работающих решений был создан метод мозгового штурма.
Сегодня мы поговорим о методе мозгового штурма, правилах его проведения и том, как ребенок сможет применить его в обучении и добиться нужного результата.
Что такое метод мозгового штурма?
Этот метод был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства, которому постоянно нужны были свежие идеи. Мозговой штурм нужен, чтобы быстро решить проблему и вовлечь людей в процесс поиска выхода. Участники мозгового штурма должны включить творческое мышление и предложить максимальное количество любых идей, из которых потом выбираются лучшие.
Мозговой штурм проходит в 3 этапа:
- Постановка проблемы. На этом этапе мы формулируем свою цель и результат, к которому должны прийти, а также распределяем обязанности (ведущий, помощники и т.д.), если участников много.
- Генерация идей. Участники высказывают все идеи, без ограничения по реальности выполнения и релевантности конкретной ситуации. Разные идеи можно комбинировать и улучшать, чтобы достичь максимального эффекта. Единственное правило: не обесценивать и не осуждать чужие идеи.
- Отбор и систематизация идей. Когда список уже готов, все идеи оцениваются и из них выбираются самые эффективные. На этом этапе уже можно критиковать идеи и предлагать варианты их усовершенствования.
Как правильно провести мозговой штурм?
- Подготовиться заранее. Прежде чем начать придумывать идеи, нужно хорошо обдумать проблему.
- Пригласить как можно больше участников. Чем больше людей — тем больше нестандартных, интересных и непохожих друг на друга идей они смогут предложить. Но если задача несложная, школьник сможет провести мозговой штурм в одиночку.
- Делать записи. Это нужно, чтобы предложенные идеи не забылись, а итоговый список решений был полным.
- Не отбрасывать идеи на этапе генерации. Какой бы абсурдной и глупой не казалась идея, она имеет право на существование. На этапе систематизации ее можно доработать и приблизить к реальности — кстати, часто такие идеи и становятся самыми эффективными решениями проблемы.
- Не нужно долго обдумывать идею, которая пришла в голову. Что-то придумали — озвучьте сразу.
- Соединять несколько разных идей. Комбинирование поможет прийти к лучшему результату, особенно если эти идеи озвучили люди с разным взглядом на ситуацию.
- Делать визуальное отображение. Чтобы информация воспринималась лучше и вы видели, какие идеи можно добавить, используйте таблицы, плакаты, маркерные доски и т.д.
Как метод мозгового штурма поможет ребенку в учебе?
- Научит не стесняться своих идей, ведь даже нелепые на первый взгляд варианты могут принести результат.
- Позволит расширить границы видения задачи. Когда мы ищем решение ситуации в обычных условиях, многие идеи отсеиваем сразу же, ведь они глупые / несерьезные / не подходят. Но в большинстве случаев они оказывается вполне рабочими — стоит только немного подкорректировать. Метод мозгового штурма поможет убрать эти рамки, посмотреть на проблему шире и найти наиболее эффективный способ решения задания.
- Раскроет творческий потенциал. В таком формате игры ребенок сможет импровизировать и показать.
- Повысит уверенность в себе. В процессе командной работы он получит поддержку от других участников и научится адекватно относиться к критике.
Метод мозгового штурма поможет ребенку находить подход к абсолютно разным бытовым и школьным заданиям: от подготовки структуры реферата и выбора проблем, которые можно осветить в сочинении, до помощи родителям в принятии серьезного семейного решения. Благодаря этому ребенок научится быстро искать выходы в нестандартных ситуациях и перестанет бояться заданий, с которыми раньше не сталкивался.
Попробуете с ребенком этот метод?