Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Кот Василий в «Чародеях» и другие животные, попавшие под цензуру в советском кино

Оглавление

В разное время художественные комиссии и прочие «вepшитeли кино-cyдеб» могли убрать из отснятых материалов много как действительно лишнего, так и интересного. Среди такого «убранства» есть и съемки животных. А их как-то всегда особенно жаль.

Или не жаль? Может, их и не зря убирали?

Давайте рассмотрим несколько любопытных случаев, когда под цензуру попадали животные.

Мы не будем брать примеры, набившие оскомину, наподобие лошадей в фильмах Андрея Тарковского. Мы рассмотрим не самые известные – и тем более интересные – факты.

1. Как коту-чародею поговорить не дали

В 1982 г. была экранизирована замечательная повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Сами же братья-фантасты написали сценарий к «Чародеям», которым суждено было стать обще-любимой новогодней комедией.

В фильме рассказывалось о жизни института, где трудились маги – магистры и просто душевные личности. И вот среди таковых был даже самый настоящий говорящий кот.

Директор института Кира Шемаханская подводила такую базу: «Во всех институтах нашего профиля есть говорящие животные – ослы, обезьяны, попугаи, наконец...» То есть она высоко оценивала значимость кота.

Кадр из фильма "Чародеи"
Кадр из фильма "Чародеи"

А вот цензура посчитала, что Василию уделено слишком много места.

Честное слово, лучше бы вместо кота убрали пару песен, с которыми там определенный перебор. Например, про кентавров (никто из поклонников фильма и не помнит о такой песне).

Изначально Василий говорил много, вежливо и глубокомысленно.

Например, он убалтывал жениха Ваню не пугаться и поцеловать свою невесту.

Отсняли даже эпизод, как кот приходил на прием к Кире и требовал дать ему отпуск не в январе, как прописано в документах, а в марте, – что вполне логично, ведь он же кот.

Когда художественная комиссия посмотрела снятый материал, режиссеру Бромбергу достался самый настоящий строгий выговор. Мол, что это за кокетливая кошачья линия?

И, сколько бы режиссер ни отстаивал Василия, спасти его не удалось.

Вот когда в подобном случае режиссеру Марку Захарову пеняли на игривый текст песенки о том, как воробушек бабочку «бяк-бяк-бяк», он умудрился доказать, что речь идет сугубо о кулинарных предпочтениях воробушка. И замечательная песня в исполнении Андрея Миронова в «Обыкновенном чуде» осталась.

Ну, а Василию в «Чародеях» оставили всего 2 слова: «Xaм!» и «Ура!»

Тут особенно хочется пожалеть… Георгия Вицина: это именно он озвучивал кота и весьма старался, а потом очень расстроился, когда его старания пропали даром.

2. Как коней вместе со всем фильмом запретили

В далеком 1941 г. режиссеры Ефим Дзиган и Георгий Березко сняли картину «Первая конная». У нее имелось и другое название: «Прорыв Польского фронта в 1920 году».

Как можно понять из этого 2-го названия, сюжет касался событий на Польском фронте. Были в нем и легендарная 1-я Конная армия красных, и персонажи – реальные герои: Иосиф Сталин, Климент Ворошилов, Семен Буденный, Семен Тимошенко и др.

Но, посмотрев отснятые материалы, его «зapyбили» сами эти маршалы – по идеологическим мотивам. В итоге и целый табун коней, и весь фильм на экраны так и не попали.

3. Как медведей в тигров переделали

Нет, пожалуй, ни одного зрителя, который бы не любил советскую комедию «Полосатый рейс». Но мало кто знает, что этот рейс изначально планировался не как полосатый, а как… вoлocaтый, ну, т. е. мoxнaтый. Или косолапый. Потому что играть должны были медведи.

Сюжет базировался на реальном случае. Сценарист Виктор Конецкий служил когда-то моряком. И вот как-то они на своем cyдне подвозили живой груз: 3 медведей с острова Врангеля. Как нетрудно догадаться, везли их цирк (в Мурманске).

Пока их везли, один топтыгин догадался, как можно сбежать из клетки «на волю, в пампасы». Совсем в пампасы он не попал – они ведь плыли по морю. Зато он начал бодренько бегать по палубе, нагоняя cтpax на матросов.

Вооружившись пожарными шлангами, они изловили мишку и загнали его обратно в клетку.

Конецкий поведал режиссеру Владимиру Фетину эту историю и тот решил снять о ней комедию. Но в итоге переговоров при подготовке к съемкам решили с медведями не связываться. Их заменили на 10 тигров и 1 льва. А потом подумали-подумали и усилили их 1 обезьяной.

Подробнее об этом читайте, например: Конецкий В. В. Полосатый рейс. СПб., 1994.

4. Как с крокодилами детей «экономили»

В детском фильме «Гостья из будущего» под цензуру попал крокодил. Впрочем, из самых гуманных соображений.

Дело в том, что в КосмоЗоо, где работала Алиса Селезнева, разных зверей приходилось снимать, так сказать, в натуральном виде. Не было в то время компьютерных ухищрений, когда можно «сварганить» любую животинку. И крокодил, с которым общалась девочка из будущего, был самым настоящим.

По сюжету Алису в пруд к этому крокодилу должны были столкнуть пираты. Но, во-первых, по тому времени года пруд был холодным. Во-вторых, крокодил вел себя не слишком доброжелательно. В-третьих, вообще поступила разнарядка, что с детьми-актерами надо быть аккуратнее.

Кадр, не вышедший в фильм... взято с mielofon.rusf
Кадр, не вышедший в фильм... взято с mielofon.rusf

И детей решили «экономить». :)

Кстати, в книге Кира Булычева был не крокодил, а дельфин. Кто знает, может, если бы для съемок нашли это миролюбивое морское млекопитающее, купание в пруду юной актрисы все-таки вошло бы в фильм.

____________

О том, каких животных особенно часто и «с пристрастием» любят показывать режиссеры и описывать писатели, читайте в моем Дзен-посте.