Когда я работал над созданием журнала об ивентах(это более десяти лет назад), в первую очередь я хотел взять интервью у Алана Паркера.
На страницах журнала мне удалось поговорить со многими знаменитостями (бизнесмены Малкольм Макдональд и Брайан Трейси, писатель Аллан Пиз, философ Оскар Бренифье, дизайнер Карим Рашид Карим), но до своего любимого режиссера я так и не добрался, а в 2020-м понял, что не доберусь никогда.
Меня вдохновляли его фильмы, просто разящей наповал смелостью. И также я узнал, что у нас одна и та же любимая музыкальная группа - "Пинк Флойд".
Когда в фильмах Паркера я слышал другую музыку - я всегда знал: играй там Пинк Флойд - фильм не стал бы хуже.
...а потом посмотрите еще три фильма, снятых Аланом Паркером...
...а потом еще добавим немного перца - его провокационных мыслей из разных интервью.
До меня, наконец, дошло, почему этот англичанин, признанный при жизни классиком кино, не получил ни одного Оскара.
1. "Сердце Ангела" (1987)
Фильм атмосферный, контекстный и мистический. Его мотив — продажа души дьяволу. А потому угнетающая атмосфера безвозвратного пути человека в ад (когда его помыслы вполне достойны того, чтобы его уважать), и абсолютно непредсказуемый финал.
Мардон Брандо и Аль Пачино отказались играть дьявола. Роберта де Ниро все же уговорили. Но первая скрипка там Микки Рурк и это его шедевр.
"Не забуду, как снимал сцены с Де Ниро и Микки Рурком, с точки зрения режиссера я никогда в жизни такого не испытывал. От них при работе исходило электричество, от них исходила угроза, я ощущал, что сцена может стать фантастической, и может стать кошмарной, если им позволить увлечься. Они оба постоянно начинали импровизировать, то есть посреди сцены ты вдруг видишь, что это вообще не имеет отношения к тому, что ты писал, и приходится силой тащить их обратно. Великолепный опыт".
До этого мощный надлом личности мы могли наблюдать в новелле Стивенсона "Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда", где один является носителем добра, а другой - зла, но в итоге выясняется что это одно лицо.
2. "Полуночный экспресс" (1978)
Фильм тюремный, жуткий и беспросветный. О том, как молодой американец попадает в турецкую тюрьму за перевозку наркотиков и какие испытания и унижения (даже Зевс не мог додуматься для оппозиционера Прометея), должен вынести. Паркер не был бы Паркером, если бы не нашел выход в самой безвыходной ситуации, - ну не буду включать спойлер, дабы сохранить интригу. Но Феникса из пепла в этом фильме нам увидеть суждено.
Есть фраза Паркера:
"Моя работа - рассказать историю максимально эффектно, потому что фильм - визуальный продукт, а изображения должны быть интенсивными".
Изображение тюрьмы гиперреалистично.
3. "Жизнь Дэвида Гейла"(2003).
Последний полнометражный фильм Паркера. И в нем режиссер не изменил себе - опять борьба и на кону жизнь человека.
Он сказал так:
"Жизнь Дэвида Гейла" - о смертной казни, а большинство американцев выступают за сохранение этой меры наказания, поэтому неудивительно, что эту ленту не приняли с распростертыми объятьями".
Режиссер разложил по полочкам всю подноготную смертной казни. Он показал, всю циничность системы правосудия. За ее несовершенность люди должны расплачиваться жизнью.
И снова в конце, как во многих его фильмах я не разгадал финал.
Беднягу Гейла, которого должны казнить, отказались играть Джордж Клуни и Николас Кейдж - взялся Кевин Спейси. А журналистку-правдолюбку Бетси Блум отказалась играть Николь Кидман - и взялась Кейт Уинслет.
Итак...
Кто-же такой - сэр Алан Уильям Паркер?
Он против учебы в Университете
И никогда его не заканчивал.
Он против подарков судьбы
"Много лет назад я говорил с Джорджем Лукасом, он предлагал мне сделать вторые «Звездные войны».
Он против цветных фотографий
"Когда я снимаю фильм, у меня есть целая папка, в которой находятся тысячи фотографий, в основном, черно-белые. Мы их просматриваем вместе с оператором и обсуждаем, какой визуальный стиль лучше выбрать для следующей кинокартины. Для меня это огромной источник вдохновения, совсем не картины художников, а черно-белые снимки 30-х и 50-х годов".
Он против однообразия
"Я всегда старался снимать фильмы, которые не были бы похожи один на другой. Для меня это был способ сохранить, что называется, свежесть творческого процесса".
Эта свежесть перешла и к нам.
Он против знаменитостей
«Если говорить о гибели интеллектуальной киноиндустрии, то ее кровь на руках Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса».
"Но они оба больше всех режиссеров в мире в ответе за то, что кино стало целиком и полностью коммерческим и популистским. И неглубоким".
Он против существующего социального устройства жизни
"Я всю жизнь был в конфликте с системой".
Ну что ж, пришла пора попрощаться с сэром Аланом Уильямом Паркером - сэром "Против", чтобы встретиться..., на его фильмах.
#культура
#искусство
Читайте на канале о кино:
Актриса Екатерина Голубева и ее дочь Ина Мария Бартайте. Их трагический исход - случай или закономерность?
Фильм Шарунаса Бартаса «Покой нам только снится» как попытка попросить прощения...
Лина Бракните. История создания феноменального образа и ухода из кино